В продолжение нашего проекта «Кавказ уникальный» мы решили поговорить о сувенирах. Начнем со ставропольских, продолжим теми, что непременно увозят с собой гости республик СКФО.
Первого марта будет дан старт очередному курортному сезону. «АиФ-СК» ежегодно рассказывает о проблемах и перспективах развития здравниц округа. На этот раз мы решили поговорить о такой немаловажной части, как сувенирная продукция.
Привозное «богатство»
Навещала недавно однокурсницу, отдыхавшую с семьей в одном из санаториев Кисловодска. В холле – несколько столов со всякой всячиной, привлекающей курортников. Мы подошли полюбопытствовать и выбрать сувенир на память о поездке на Кавказские воды. Предложения здесь самые разнообразные: симпатичные зверушки - изделия камнерезов Пермского края, тыквенное масло, сделанное в Австрии по заказу одного из предприятий Кубани, домашняя одежда из Китая. Тапочки и жилеты из овечьей шерсти и те оказались с московскими ярлыками. На «Сделано в Оренбурге», последовало объяснение продавщицы. «А что-то местное есть? – поинтересовалась подруга, - зачем мне привозные вещицы?»
Признаюсь, я и сама удивилась – ведь край так богат народными промыслами, не перевелись же в одночасье мастера-таланты! Сколько выставок проводится, да и в киосках, и на уличных лотках множество интересных поделок наших умельцев. Видимо, вход для них открыт далеко не во все здравницы региона. Но если Ставрополье планирует увеличить свою притягательность для туристов, то стоит крепко задуматься не только о сервисе, о новых маршрутах, благоустройстве парков и терренкуров, но и о грамотном развитии «сувенирного направления». Это та отрасль, что может дать весьма серьёзные поступления в казну субъекта. Не секрет, что в ряде стран на туризме бюджет держится. И такая на первый взгляд «мелочовка», как разного рода «сувенирка», играет в том не последнюю роль.
Проверенные временем
Интерес подруги к нашим северокавказским сувенирам заставил задуматься – а какие из них являются символами региона? И есть ли таковые вообще? Что предпочитают сами гости, а что жители края считают, так сказать, его «сувенирным лицом»? Надо сказать, что время меняет «вещицы на память», появляются новые «штучки». К примеру, памятники Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру в Пятигорске можно купить. Не в натуральную, естественно, а в «сувенирную» величину. Бессменный ведущий «Сев-Кав ТВ» Гарик Вартанов давно ушёл в народ - красуется на декоративных тарелках и магнитах. Любопытно, персонаж «Нашей Раши» предприимчивые производители растиражировали с ведома актера Миши Галустяна? Но есть и старые, проверенные временем сувениры: орлы – символы Кавказа, кружки для минеральной воды. Те же магниты, пусть не так давно, но прочно занявшие место в рейтинге «сувенирки» – с изображением горных пейзажей и местных достопримечательностей. Меняются материалы, приёмы, форматы, которые используют мастера, – что-то поставлено на поток, как, к примеру, художественное литье, керамика или ковка по металлу, машинная вязка, что-то по старинке пестуется вручную. Но таких изделий всё меньше.
Завязка – на туризм
В Кисловодске развернулась выставка народных промыслов. А разве не они - лицо каждой территории?
Эта мысль звучала и на открытии экспозиции ставропольских умельцев в историко-краеведческом музее «Крепость», представившей творчество десятков ставропольских мастеров.
Экспозиция, где красавицы-ставропольчанки из дерева соседствуют с керамическими джигитами, а нежный кисловодский фарфор - с изделиями из сурового металла, стала уже традицией. И сами народные традиции, что на протяжении столетий украшали быт наших предков, сегодня и сохраняются в обиходе, и становятся музейными экспонатами. И – сувенирами. Теми, что увозят с собой гости края. По словам министра промышленности, транспорта и энергетики Ставрополья Дмитрия Саматова , с министерством туризма края планируются совместные проекты.
- Существует стратегия социально-экономического развития Ставропольского края, где особый сегмент - туристский кластер. И изделия наших мастеров, отражающие суть нашей земли, – гостеприимство, уникальность региона, его природы должны быть максимально представлены в санаторно-курортном комплексе, в местах проведения экскурсий, в точках, где бывают гости края, - считает Саматов.
Как отметил глава ведомства, курирующего в том числе и отрасль народно-художественных промыслов, будут и проекты, направленные на поддержку мастеров, на развитие и возрождение промыслов. По линии минпрома, в частности, уже реализуется программа по выставочно-ярмарочной деятельности, что позволяет увидеть великолепные изделия наших мастеров как произведения искусства.
- Для развития народных промыслов необходима и помощь муниципальных властей, которые распоряжаются земельными участками и могли бы продумать вопросы предоставления их в аренду мастерам под реализацию продукции, - говорит министр.
Кружка с глубокими корнями
Главный хранитель музея «Крепость» Елена Зайцева отслеживает историю кавказских сувениров давно и обстоятельно.
- В нашей археологической коллекции есть кружки с носиками, датируемые I тысячелетием до нашей эры, есть такие сосуды родом из первых веков нашей эры, - говорит Зайцева. - Истоки современных сувениров, не исключено, оттуда. Кружечки с носиками использовали, чтобы поить лежачих больных, раненых.
Почти два столетия кружка с носиком используется в курортной истории. И редкий гость не увозит с собой такой сувенир. Как отмечают историки, народные промыслы изначально имели утилитарное значение – создавали то, что было важно для хозяйства, для использования в быту. И сегодня многие вещи, придуманные нашими пращурами, в ходу. Часть сувенирки предстаёт в двух ипостасях – красивая вещица и полезный предмет.
У мастера-керамиста Казбека Темирбулатова в основе творчества – тоже исторический подход. Он объездил весь Северный Кавказ и в каждом его уголке старался найти традиционные и уникальные образы, которые сегодня предстают как авторские работы. Горцы – вот аксакал с рогом, а рядом – с овцой на плечах.
- Стоит ли определять национальную принадлежность этих джигитов? Это собирательный образ, образ кавказского мужчины. Все они сделаны с душой, посмотри – улыбаются, позитив должен быть, - говорит Казбек.
Глина в его руках не просто сырье, древний материал обретает современную форму, но часто такую, что напоминает лепку предков. Стилизованные сосуды – не только подражание.
- Чаша, кувшинчик – я бы назвал их символами Кавказа. Почему? Это открытость, ты можешь заглянуть внутрь. В открытом сосуде – хлеб, соль, вода, мясо, вино – всё, чем ты готов поделиться. И это важно, это характер и изначальная установка людей, живущих на Северном Кавказе.
Такая установка очень подходит Ставрополью, убежден Казбек. Край начинается степью и заканчивается горами, здесь живут представители десятков национальностей. И символом его может быть именно чаша – с хлебом, целебной водой, с колосьями и горами.