Округ готовится стать туристическим центром как минимум России. На развитие в регионе туркластеров брошены серьезные силы, в том числе и финансовые.
Повысить привлекательность региона для туристов призван не только качественный сервис, но и культурная составляющая, включающая познавательно-историческую часть. Генеральный директор Национального музея КБР Феликс Наков уверен, что Северный Кавказ может и вовсе совершить культурный «рывок» в мировое пространство. Как это возможно, Феликс Русланович рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-СК».
Вместо скучных витрин – интерактив
- Национальный музей КБР - один из старейших не только на юге России, но и в стране. Но «возраст» и размеры коллекции не гарантируют интереса людей к экспозициям…
- Та форма подачи, которая в большинстве музеев существует, сегодня действительно не вызывает повышенного внимания. Музейный материал подается по старинке, а технологии ушли далеко вперед. Язык, воспринимаемый молодежью, – компьютерный, виртуальный. И экспозиции должны подаваться в том числе на понятном языке, быть динамичными, интерактивными. Но, увы, это не всегда выполнимо без определенных вещей. Наш музей в этом году отметил 90-летие со дня основания, он открылся в Нальчике в 1921 г., спустя 45 лет переехал в новое здание. За все время в нем ни разу не было капремонта. Я говорю об этом не просто так – нам катастрофически нужна реконструкция, что позволит сделать перепланировку под внедрение современных музейных технологий, мы смогли бы открыть лаборатории, возрождая забытые народные промыслы, и расширить вдвое экспозиционные мощности.
Сегодня их площадь 3 тыс. кв. м. Выставляется по этой причине всего-то от 5 до 10% экспонатов из запасников музея, а у нас порядка 150 тыс. единиц хранения. Кроме того, мы начали прием экспонатов из Института археологии Кавказа, это порядка 200 тыс. единиц хранения. Оборудование и площади хранилищ не могу назвать блестящими. Проект реконструкции был готов еще в 2010 г., но финансирования на его воплощение так и не поступило. А ведь у нас есть еще 8 филиалов, в т.ч. самый высокогорный в России музей – «Обороны Приэльбрусья», на высоте 3,5 тыс. м, музей-усадьба народного поэта Кайсына Кулиева, украинской писательницы Марко Вовчок.
- Отсутствие широкого интереса кроется не только в устаревших формах подачи, но и в общем падении уровня культуры. Как привлечь нашу молодежь в музеи?
- Студенты и школьники приходят на экскурсии, есть такие, что интересуются археологией, этнографией, в том числе историей народного костюма, национальным танцем. Определенное возрождение интереса есть, но массового действительно не наблюдается. Должна быть сильная идея, на которой и будет строиться внимание, как внутри региона, так и за его пределами.
Возьмем ли пример с Японии?
- Что может сыграть роль «манка»? На мой взгляд, система грантов здесь не сработает, они хороши для конкретных проектов, а в данном случае речь о программе, которая позволит поставить музейную деятельность в СКФО на качественно новые рельсы…
- В первую очередь, подход должен быть не казенным, в этом случае живой интерес умирает. Научное сообщество об этом давно говорит, знаю, у многих есть наработки. И создание привлекательности музеев здесь - часть общего процесса культурной стратегии, включающей и возрождение народных ремесел, забытых промыслов, что стало бы существенным наполнением при освоении новых турмаршрутов, к примеру, в мастерскую кузнеца, гончара или ткача.
Это обширный пласт, пласт богатый, где каждый из регионов округа мог бы выступить со своей изюминкой. Ставрополье, к примеру, с казачьими подворьями, Ингушетия – с башенными комплексами. Это нужно продумывать, привлекать ученых, переориентировать и бизнес: разговоры об этнографических маршрутах в деловые проекты так скоро не обращаются. Между тем во всем мире сувенирная индустрия дает миллиардные прибыли. А в нашем округе просто кладезь возможностей для развития сувенирного рынка – в его основу вполне могут быть положены как современные креативные идеи, так и, в качестве образцов, археологические находки разных эпох. Северный Кавказ в этом плане уникален: на протяжении тысячелетий - это настоящий «Вавилон» племен, этносов.
Что касается «манка», есть несколько идей, которые позволят провести культурную экспансию Северного Кавказа не только в нашей стране, но и в мире. В черкесской таковой могла бы стать черкесская рыцарская культура, образ кабардинского панцирного всадника. Можно начать с получившей широкое распространение черкесской шашки - самого быстрого вида длинноклинкового оружия первого удара в мире. К слову, японская катана однозначно в проигрыше. Речь идет о виде спорта, основанном на народной традиции адыгов. Мы демонстрировали японскому мастеру технику работы черкесской шашкой, и он был серьезно удивлен. Отдельно можно говорить о секретах изготовления булатного клинкового оружия, панцирей, луков и т.д. А разговор о Японии совсем не случаен – культурная экспансия Страны восходящего солнца началась с боевых единоборств, а из него уже вырос интерес к культуре страны, породившей эти виды единоборств. Я сам прошел этот путь – появилось желание узнать японскую поэзию, традиции. В каждой культуре есть своя парадигма, когда максимально проявляется дух народа. Человек получает мощный заряд, культурный шок, и самое важное – правильно выбрать то главное звено, просчитать алгоритм. Вслед за первым витком интереса последует стремление посетить страну, познать ее, погрузиться в ее историю.
Так вот, техника владения черкесской шашкой аналогов в мире не знает, некоторые трюки иначе как этим видом оружия не выполнить. Мы разработали методику трехлетнего спортивного обучения, и это не только владение шашкой, это и традиции рыцарства, кодекс кавказского воспитания с высокими понятиями о чести, долге, уважении к личности и общечеловеческим ценностям. А далее – развитие по всем направлениям: ультрасовременное течение - экологические жилища, очень похожие на альпийские хижины, национальная еда – натуральная, сытная, полезная – кисло-молочные напитки пришли в Россию много лет назад именно с Кавказа. «Японское нашествие» сегодня продолжается, отчего не взять его в пример?