Примерное время чтения: 6 минут
412

Заложники формализма. Искусствовед об уровне культуры и брендах Ставрополья

АиФ-СК №24 15/06/2016
Казаки-некрасовцы, по мнению искусствоведа, могут стать туристическим и культурным «брендом» Ставрополья.
Казаки-некрасовцы, по мнению искусствоведа, могут стать туристическим и культурным «брендом» Ставрополья. пресс-служба Министерства культуры Ставропольского края

Во все времена наиболее развитые цивилизации отличались расцветом науки и искусства. Искусствовед Ольга Бендюк говорит, что сегодняшняя тенденция – подмена культуры развлекательными мероприятиями, акциями, шоу, зачастую дурного вкуса.  «Профессионализм уходит», – уверена эксперт.

О том, почему Ставрополью сложно найти свою «визитную карточку» для туристов, чего не хватает современной инфраструктуре и каково состояние культуры в целом, Ольга Бендюк рассказала в интервью «АиФ-СК».

О культурных брендах

Анна Максименко, «АиФ-СК»: Сейчас регионы стремятся обзавестись брендами, «визитными карточками». Что могло бы стать культурным брендом Ставрополья? Какое у нас наследие?

Досье
Ольга Бендюк. Родилась в Ставрополе в 1963 году. Искусствовед. Окончила Уральский государственный университет им. А.М. Горького (г. Свердловск, ныне Екатеринбург), отделение истории и теории искусств. Работала в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, археологическом музее ГУП «Наследие». Член Союза художников России с 2012 года.
Ольга Бендюк: Так сложилось, что край наш переселенческий и молодой, ему всего-то чуть больше 200 лет, население его неоднородно по своим традициям. Поэтому сложно сказать, что может стать общим брендом. В XIX веке в столице края формировались культурные институты – зрелищные (театр), просветительские (библиотеки, театральные и изобразительные кружки), налаживалась выставочная деятельность. В «застойные» 70-е годы ХХ века шло поступательное развитие. Даже сувенирная продукция была –  тогда еще подающий надежды кисловодский фарфор. К концу прошлого столетия из края уехали прикладники - были у нас свои ковровщики, художники гобелена, батика. Всё нивелировалось, приобрело странные формы. Но в связи с доминирующей сегодня темой  туризма вновь  вспомнили о пресловутом ставропольском сувенире. Появилась ставропольская хохлома, палех, какие-то панно и скульптурки из соленого теста с разудалыми тетками. Хотя сегодня популярна и тема казачества. Это целый комплекс исторических, культурных, бытовых явлений. У нас в крае уникальное явление - казаки-некрасовцы, проживающие в поселке Новокумский Левокумского района. Они, в целом, то, что называется «объект нематериального наследия». Покинувшию Россию в начале XVIII века, прожив более 250 лет в Турции и вернувшись в 1962 году в СССР, они – живые носители русских традиций допетровской эпохи. Казаки-некрасовцы – настоящее Эльдорадо для региона, в котором сплетаются интересы многих областей науки, культуры, искусства, туризма, экономики.

«Мёртвая» деревня

– В Левокумском районе некоторое время назад создали этнодеревню казаков-некрасовцев. Что с ней сейчас?

– Понятие «этнодеревня» достаточно условно. По отношению к этому проекту, не знаю, как определить данное явление: строения, не имеющие отношения к традиционному некрасовскому жилищу, мельница зачем-то (сроду они не были связаны с зерновыми).  В России достаточно специально выделенных мест, где есть недвижимые памятники (аутентичные или реконструкции), где проводятся этнографические исследования и развлекательная работа с туристами. Раньше это были музеи-заповедники под открытым небом, как  архангельские «Малые Корелы» и петрозаводские Кижи. По существу, это музеи деревянного зодчества. Здесь и сохранность подлинника, и научно-исследовательские, и просветительские направления. Наша «этнодеревня» – это такое ландшафтно-культурное пространство, во многом имитационное. Главное - определить цель создания: для чего? Сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности? Нет. Демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций? Этого тоже там нет. А вот демонстрация основных хозяйственных, бытовых, культовых особенностей общины некрасовцев (там, кстати, еще и община молокан проживает) и проведение традиционных обрядовых ритуалов – может быть. Но нужны специалисты, которые будут этим заниматься, и, прежде всего, необходимо участие самих носителей этих традиций. А еще - развитая инфраструктура. Ехать до нашего посёлка долго. По трассе – ни кафе, ни туалета. В поселке дороги разбиты,  ни  мотелей, ни гостиниц. В этнодеревне – ряженые девушки, можно попробовать сомнительного кислого вина. Три часа туда, три - обратно. Мне, туристу, это зачем?

Вдохновение под заказ

– Почему к культуре сформировалось такое отношение?

–  Традиция у нас такая: «не благодаря, а вопреки». Культура всегда и финансировалась по остаточному принципу, но вся культура не исчезнет, её слишком много. А вот то, что в крае из общеобразовательных школ исчез предмет «Мировая художественная культура», это плохо. Формально есть, но кто и что преподаёт? В лучшем случае гуманитарий-предметник додаёт то, что не успел в свои часы. Почему так уверенно говорю об этом? Дело в том, что когда наши ставропольские дети едут поступать в Москву или Санкт-Петербург (в вузы с творческими профессиями), там есть собеседование и тестирование и по МХК, и дополнительно вопросы по региональным компонентам. Например, скифо-сарматский период  (это как раз наш регион) преподавателей часто интересует, а ставропольские абитуриенты ответить на эти вопросы не могут. Хотя низкий уровень культуры – сегодняшняя реалия не только на Ставрополье.

– Как вы оцениваете современное искусство?

– Как можно оценивать? Каждый художник решает для себя сам: работать на покупателя или для вечности. Всегда было так. Последнее тоже опасно, можно решить для себя, что делаешь шедевр, мучить себя и  родных, а на самом деле, кроме пустоты, ничего. Но недавно в Москве проходила выставка «Молодость России». Это художники до 35 лет. Порадовалась. Много скульпторов, прикладников, которые работают в материале, монументальных формах. Кстати, наш край там выглядел достойно – был представлен шестью интересными авторами. Очень многие имена привлекли внимание, есть хороший потенциал, перспективы. Если, конечно, не бросят заниматься искусством. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах