546255 наших соотечественников прошли через пекло Афгана. Около сотни ставропольчан сегодня – инвалиды той войны. Каждый год на митингах памяти 15 февраля в Ставрополе, как и везде, произносят для молодёжи фразы, что «наши военнослужащие честно выполнили конституционный долг, показали силу русского духа и мощь оружия, и мы с благодарностью вспоминаем героические подвиги земляков, прошедших суровыми дорогами той войны, склоняем головы перед светлым образом погибших. На их примере воспитывают патриотов».
Закрытая тема
Вот только сами воины-афганцы наотрез отказываются говорить о том жутком периоде в их жизни. Участники Великой Отечественной с воодушевлением повествуют о своих подвигах, до мельчайших деталей вспоминая и через 70 лет, как они «мочили немца», сражаясь за родину, за СВОЁ Отечество. А все, как один, знакомые «афганцы» с первых слов понимая мои журналистские намерения, сразу открещивались, боясь бередить старые раны. Вот и Павел Чекарин, вернувшийся с Афганистана незрячим и потерявшим руку, поставил обязательным условием нашего интервью: «Об Афгане не спрашивать. Тема закрытая. Хотя зачем я вообще согласился на эту беседу?»
А ведь человек – настоящий герой. Мне неизвестно об его подвигах в том пылающем среднеазиатском аду, зато знаю, как он не сломался в мирной жизни, адаптировался в обществе, стал профессионалом и отличным семьянином. Недавно Павел Викторович отпраздновал свой полувековой юбилей.
Родился на Алтае. В его подростковом возрасте семья переехала в станицу Суворовскую под Ессентуками, так что он наш земляк. Весной 80-го сразу после окончания Черкесского дорожного техникума парня забрали в армию. После 6-месячной учебки в Литве осенью 19-летнего Пашу отправили в Кабул, в составе Витебской воздушно-десантной дивизии. А весной 82-го мобилизовали после страшных ранений по инвалидности, сразу дав пожизненно 1-ю группу.
Первый в крае
Нужно иметь неимоверную силу воли и стойкий мужской характер, чтобы не сложить после такого испытания судьбы руки, ведь, получая пенсию по инвалидности, он мог бы, как тысячи других, пригреться на диване и уже ничего от жизни не ждать. Но, несмотря на недоумение окружающих, Павел в 86-м году поехал поступать в Ростовский госуниверситет, в 91-м окончил с отличием юридический факультет. По распределению попал в Ставропольскую краевую коллегию адвокатов. Он стал первым в крае воином-афганцем из числа солдат срочной службы, заслужившим помимо пенсии по глубокой инвалидности ещё и честную трудовую пенсию, 20 лет отработав на адвокатском поприще. Награждён золотой медалью «За защиту прав и свобод граждан».
Конечно, без поддержки любимой женщины обойтись ему было бы нелегко. 23 года его друг, жена и помощник – преданная Татьяна. «Она – моё солнышко и радость», – с особой теплотой говорит Павел Викторович. Ещё в студенческом общежитии у них родился сын. С того самого момента П. Чекарин решил, что уж точно лежать на диване не будет, сказав себе: «Хочешь стремиться к полноценной жизни – работай». Так и сделал, недавно женили 22-летнего сына, он окончил факультет нефти и газа и работает вахтовым методом в Уренгое.
На мой вопрос: «Как государство поддерживает «афганцев?» ответили: «До последнего времени на пенсию в 10 тысяч прожить было очень трудно, ведь и не каждый инвалид даже 3-й группы смог получить образование. Но недавно правительство РФ стало уделять инвалидам боевых действий больше внимания, поставили задачу о создании среды, в которой люди с ограниченными возможностями смогли бы себя реализовать, а с января повысили материальное обеспечение за возмещение вреда здоровью». Помогает и Ставропольская региональная организация Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы – «Инвалиды войны». Её председатель Игорь Фаталиев сам участвовал в боевых действиях в 1984-86 гг. в афганской провинции Парван и награждён медалью «За отвагу».
Это не только общение между «афганцами» и встречи на митингах пару раз в год. Как сказал Павел Чекарин, «своих они не бросают». Здесь содействуют медицинской, социальной и профреабилитации инвалидов войны и военной травмы, ветеранов боевых действий, укреплению их физического и психологического благополучия. Не забывают и про матерей и жён, чьи сыновья и мужья уже не вернутся.