Праздник для людей преклонного возраста на Ставрополье по случаю Дня и декады пожилых людей своими силами устроила женщина, мама семерых детей, председатель уличного комитета хутора Подгорный Шпаковского района Светлана Кондрыкина.
Корреспондент «АиФ-СК» побывала на мероприятии и узнала три истории нелегкой, но, безусловно, счастливой жизни детей Великой Отечественной войны.
«Бог с ними, мне Господь в другом даст»
«Бабушка Аня – незаурядный человек, калитка у неё никогда не закрывается», – так говорят соседи с улицы Войкова города Михайловска об Анне Васильевне Булгаковой.
«У всех, кто приходит к ней за советом, за участием, сама спрашивает – малинки хочешь, а клубнички, орешков давай дам. Она не продаёт добро на рынке, а раздаёт людям. Представляете, в свои 87 лет сама справляется на огороде в 20 соток, ни одной травинки лишней нет, хотя живёт одна. Есть у неё великолепная баня с дымком и берёзовыми вениками, двери которой тоже открыты для соседей», – рассказывает с особой теплотой подруга, живущая неподалёку пенсионерка Любовь Лунина.
С малых лет этот человек в труде, уже в 15 лет она пахала на быках и лошадях, таскала, как тогда говорили, «центнера», по 8-10 км проходила босыми ногами по горячей земле. Было это, когда все мужчины из Шпаковки ушли на фронт. Так в чём же секрет её долголетия?
«Ишачила всю жизнь, после войны и до пенсии работала на стройке подсобным каменщиком, штукатуром, – продолжает Любовь Григорьевна вместо скромной бабушки, – восстанавливала в Ставрополе Дом Советов на площади Ленина своими руками, а потом всем родственникам, знакомым бесплатно дома отделывала, не могла отказать. Секрет долголетия – в её работоспособности, а ещё она не злая к людям, не мелочная. Но многие пользуются её добротой. Квартиранты тайком съехали, задолжав 32 тысячи рублей. А ведь Анна Васильевна им помогала, картошку свою давала. Мы её ругаем, пойди в полицию, а она в ответ: «Бог с ними, мне Господь в другом даст». Для нас она служит примером мудрости, сейчас это так редко и ценно. И хотя я моложе бабы Ани на 22 года, с ней легко и просто».
Еве найти Адама
История Евы Гавриленко началась в Белоруссии. У ее матери все дети умирали, только родившись. То ли война была всему виной и голод, то ли мистика. Отчаявшейся женщине посоветовали ездить на молебны в церковь в другое село, и если Бог даст дочь – назвать её Евой, в честь прародительницы. Так в феврале 1947 года родилась Ева Николаевна.
В 1964 году подруга Евы как-то обмолвилась: «Скоро придёт мой Адам». У девушки вырвалось: «Почему он твой жених, а не мой, ведь я Ева?». По воле судьбы, подруга скоро удачно вышла замуж за другого, а у Евы завязалась дружба с Адамом. Поначалу общение с Адамом казалось Еве в тягость. «Отказывался он играть на гармони, а какие вечера в клубе без гармониста?», – вспоминает Гавриленко.
Стали молодые жить гражданским браком, а вскоре поженились, родили двоих замечательных сыновей. Отец Евы был родом из Светлограда, поэтому семья решила перебраться из Могилевской области на Ставрополье. Когда оба пришли устраиваться на работу в совхоз «Ставрополец», на слово никто им не верил, что он – Адам, а она – Ева, просили паспорта показать.
А потом случилась беда, в 1977 году поехали погостить на родину, в Белоруссию, обратно Ева вернулась без Адама – он погиб в ДТП. Несчастливой стала для них цифра 13, именно столько лет отведено было прожить вместе.
Ева Николаевна потом повторно вышла замуж. Со вторым мужем они прожили почти 30 лет. Он не дожил трех месяцев до жемчужной свадьбы.
«Живу, ведь нужна детям – Виктору и Анатолию, внукам. А секрет долголетия лучше узнать у моей тётки Екатерины Кузьминичны, ей 90 лет, она худенькая, шустрая, лёгкая на подъём, сама еду готовит».
Моя Раечка
С жителем хутора Подгорный 76-летним Вячеславом Куксовым мы говорили на следующий день после дня рождения супруги Раисы Ивановны. Нет её уже 10 лет, но каждый год он поминает жену в её именины и не забывает об их любви ни на час.
У него три сына и дочь, пять внуков, правнук и только что родившаяся правнучка. С Раечкой познакомился в первом классе, а уже в пятом бросил школу и пошёл работать. На сакмане (в овцеводстве) трудился ещё с восьми лет.
«Будучи вот такими пацанами (показывает полметра от земли) мы воду носили, колоски собирали, пропашные культуры, подсолнухи, 40 градусов жары, а мы весь день на поле, есть в 1945 году было нечего, одна похлёбка. Да и после войны – зарплату не давали, ставили только трудодни как несовершеннолетним, в стаж трудовой они не вошли», – говорит собеседник.
Вырос, стал механизатором, Рая была дояркой. Но пути их разошлись. Вернулся из армии и узнал, что любимая одна растит дочь. Женился. Ведь никогда не переставал любить. И дочку ее удочерил.
«Сыновья мои в сельском хозяйстве работают, все внуки в люди выбились, в Москве живут. Невестки какие дружные! Не могу я без боли хвалиться семьёй, ещё бы 100 лет жил, кабы ни страдал по Рае своей. Она у меня была удивительная. Я в женском коллективе всегда работал, она дома, с детьми и хозяйством управлялась, умная женщина была, никогда не ревновала, ещё и за стол сажала скирдовщиц наших, кормила. Такую, как она, уже не найти», – сквозь слёзы на глазах промолвил Вячеслав Фёдорович.