Гость нашего праздничного номера – Александр Ефимович МОСКВИТИН, участник Великой Отечественной войны, представитель последнего военного призыва 1944 года, освобождавший от фашистов Чехию, Венгрию и Австрию, в прошлом педагог-историк, а ныне – председатель Ставропольского краевого совета ветеранов Воздушно-десантных войск.
Ему уже почти 86 лет, но он бодр и активен. На протяжении последней четверти века он занимается просвещением детей и юношества: выступает в школах и вузах, на призывных пунктах и в воинских частях, рассказывая о доблести советских и российских воинов-десантников, дополняя свои лекции стихами собственного сочинения. Насколько охотно впитывают все это молодые? Есть ли в них то чувство патриотизма, которое помогало в сороковые-роковые нашим отцам и дедам так самоотверженно защищать Родину от врага? Об этом наша беседа.
Разрушительная установка
– Александр Ефимович, люди старшего поколения считают, что сегодня все перевернулось с ног на голову и о патриотизме молодежи даже говорить не стоит – не поймут. Вы согласны с этим?
– Отчасти. Но нельзя всех грести под одну гребенку: ведь во все времена были те, кому родина – что мать родная, и те, кто прохладно относится к этому. Наш совет ветеранов-десантников образовался чуть раньше краевой организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. Так вот, я помню, что в первые годы – 1986-1991 – очень активно велась работа в школах и училищах. А потом…
В 90-х всё, что нами строилось, все, что «взращивалось» в умах молодого поколения, стало разрушаться - тогда была установка, что патриотическое и военизированное воспитание не нужно. Но мы продолжали свое дело: в школах проводили беседы, в СМИ выступали, а когда в Ставрополь была передислоцирована 21-я воздушно-десантная бригада, наладили тесную связь её с воинским коллективом. Только после 2000 года в стране стали понимать, что без патриотического воспитания общество ни к чему хорошему не придёт, и эти традиции стали возрождаться. Конечно, уровня 1990 г. мы пока не достигли, но значительно продвинулись вперёд: я вижу это по глазам юношей, им становится небезразлична история своей страны, родина как таковая, а значит, они готовы ее защищать в случае угрозы.
– Как ментально изменилась молодёжь за эти годы? Кого сейчас можно по праву назвать потенциальным защитником?
– Молодёжь стала совсем другой, особенно те, кто родился после 1991 года. Произошло социальное расслоение, те, кто называл себя детьми бизнесменов или олигархов, не проявляли интереса к патриотизму и говорили, что будут поступать на престижные факультеты и в армии служить не собираются. Так, по большому счету, и есть: на призывных участках мы таких не встречали. Там было и есть подавляющее большинство сельских ребят, которые сами рвались в армию.
Желающих служить в армии из числа городских школьников не очень много, но есть. Правда, объясняют чаще всего тем, что поступить в вуз не удастся, а работу не найдут, поэтому лучше всего использовать год службы как освоение каких-то армейских навыков, которые потом могут пригодиться на «гражданке». Я наблюдал молодых ребят, которые после службы шли работать на стройки: они относятся к своей работе очень серьёзно, придерживаются целей повысить квалификацию и создать семью.
В общем, в сознании молодого поколения произошёл некоторый перелом в сторону осознания своей роли в деле защиты Отечества. И это правильно, особенно для нашего неспокойного региона, потому что есть и внутренние угрозы со стороны террористов, и внешние – взять хотя бы грузинскую провокацию в Южной Осетии летом 2008 года.
- И все же, что интересно школьникам?
– Да практически все! И история Великой Отечественной войны в том числе. Но больше, конечно, то, что ближе к нынешнему времени. Например, недавно я демонстрировал в школе №15 Ставрополя документальный фильм о боевом пути 247-го десантно-штурмового полка. Причём предупредил их всего за 3-4 часа. И к моему удивлению, собрался полный кинозал. Фильм вызвал интерес, ребята задавали много вопросов и пожелали, чтобы я ещё провёл для них что-то подобное.
– Вы же, как председатель совета ветеранов-десантников, и в самом 247-м полку часто бываете и выступаете?
– Да. Был там и на днях – отмечали день образования 7-й дивизии ВДВ, куда входит наш ставропольский полк. Я рассказывал там о подвигах их старших товарищей во время конфликтов на Кавказе, в частности о последней операции в Южной Осетии в 2008 году, где подразделения 247-го полка шли во главе. Читал там и свои стихи об этих событиях. По реакции строя я понял, что молодые солдаты поддерживают мои слова.
Смотрите также:
- Генерал-майор Валентин Марьин рассказал об армии, молодежи и героизме →
- Что для вас значит комсомол? →
- «Мы – неравнодушные!» →