Государство активизировалось в борьбе с «зелёным змием», наркоманией и курением. Всевозможные запреты, штрафы и прочие «карательные» меры преподносятся едва ли не как панацея от пагубной зависимости. Но так ли это? Мы беседуем с основателем и руководителем общественной организации «Трезвый Ставрополь» Еленой Богословской.
Запреты не помогут
– Елена Васильевна, вашей организации уже 14 лет. Что, если не секрет, подтолкнуло вас к её созданию?
– Если вы ждёте от меня душещипательных историй, их не будет. Просто в своё время меня очень заинтересовали книги Александра Александровича Зверева, который, будучи лётчиком, озаботился абсурдной системой оплаты труда лётчиков. Анализ привёл Зверева к неутешительному выводу: виной подобным вывертам – общая нетрезвость в обществе. Потрясли меня и выкладки БорисаИвановича Искакова, который в 1985 году вычислил, что если ничего не изменится в обществе в отношении алкоголя, то к 2000-му дебильных и полудебильных детей будет 40% и более по отношению ко всем родившимся! Меня, начинающего тогда педагога и психолога, это шокировало. «С какими же детьми я буду работать, кого буду воспитывать?» – подумалось тогда. А труды известного советского ученого Геннадия Андреевича Шичко подвели к выработке стройной концепции деятельности по формированию трезвых убеждений в обществе.
Другое объяснение лежит на поверхности. Я – мама троих детей, и этим всё сказано. Кстати, мои дети, а старшим уже 28 и 25 лет, никогда даже не пробовали табак и спиртное. Вы задумывались, почему человек, придя в этот мир в естественном состоянии трезвости, позже начинает отравляться табаком и алкоголем?
– И почему же?
– Человек рождается с трезвостью, это его естественное состояние. Но когда с детства он видит алкогольную продукцию в продуктовых магазинах, он начинает воспринимать её именно как продукт питания. В этом же ряду – бутылки на праздничном столе. А когда на экранах телевизоров обаятельные герои отравляются табаком и алкоголем, желание попробовать «это» в ребёнке закрепляется. Самое интересное, что при этом всяческие рассказы о вреде приводят примерно к такому же результату.
– Что же делать?
– Прежде всего прекратить продажу алколголя в продуктовых магазинах. Спиртное должно продаваться отдельно! Второй важный шаг – вынести эти магазины как можно дальше, за черту города. И прекратить информационный террор – формирование привлекательного образа человека с сигаретой и алкоголем через художественные образы литературы, кино и особенно песен.
– Что, и «Ну, погоди!» с курящим волком придётся запретить?
– Нет, наша организация – против каких-либо запретов. Мультфильм «Ну, погоди!» нисколько не пострадает, если в нем исчезнут лишь сцены, где волк с табаком и алкоголем. Вы, конечно, согласитесь, что замечательный фильм можно снять и без этих сцен. Помните картину времён перестройки «По главной улице с оркестром»? Ни в ней, ни в других кинолентах времён «сухого закона» вы не найдёте сцен слюдьми, отравляющимися алкоголем. Кстати, о «сухом законе» 1985-1987годов: один говорят, что благодаря ему у нас увеличилась рождаемость, поднялась производительность труда, другие – что именно из-за него в дальнейшем произошел новый всплеск алкоголизации страны. На самом деле правы и те и другие. «Сухой закон» принес стране облегчение и много положительный изменений на два с половиной года, но не принес главного – трезвости в общество. Его использовали, чтобы открыть в СССР дорогу импортной табачно-алкоголной отраве.
Другой важнейший аспект. Вместо рассказов о вреде табака и алкоголя – нужна пропаганда трезвости. Мы проводим и в школах, и в вузах, и даже на предприятиях уроки трезвости. У нас есть образовательная программа по здоровьесбережению «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение».
– «Анонимные алкоголики» считают, что если человек пьёт, это навсегда. Как-то не хочется в это верить.
– Избавиться от пагубной привычки навсегда вполне реально! И мы помогаем людям это делать. Главное – понять, что алкоголь тебе вовсе не нужен. Но, к сожалению, людям, которые пытаются бороться с зависимостью, часто мешают их родственники, которые давят на него, культивируют в нём чувство вины. Делать этого нельзя! А что делать? Все просто: формировать у него трезвые убеждения и трезвое окружение.
– Желание купить отраву наше государство пытается отбить путём взвинчивания цен на спиртное и сигареты. Другая мера – штрафы за курение в общественных местах. Вопрос: почему до сих пор никого не штрафуют?
– Все эти меры, которые сегодня пытаются ввести на государственном уровне,безусловно, дадут положительный, но не окончательный результат. Потому что половинчатые. А штрафы не работают по той причине, что общество не готово принять такие вот запреты. Запреты без грамотного формирования трезвых убеждений не работают!
– У нас даже замечание курящему водителю порой не сделаешь: многие воспринимают это как ущемление прав…
– Важно, как вы такое замечание сделаете. Если просто возмутитесь, наверное, вас не поймут. Если же начнёте апеллировать к человеческим качествам водителя, скажете, например, что он травит ребёнка или беременную женщину, возможно, достигнете взаимопонимания. Да и о законе можно вежливо напомнить!
– Как вы думаете, чего всё-таки не хватает нашей антиалкогольной и антитабачной кампании? Может, стоит внимательнее отнестись к опыту других стран, где с подобной бедой борются успешно?
– Во-первых, антиалкогольные, так же как и любые другие кампании «анти» всегда проигрышны! Нужны кампании «За!». По моим данным, в мире работают шесть моделей борьбы с зависимостями, и лишь две из них успешны. Одна из них скандинавская. В этих странах давно уже открыты специальные магазины, где реализуют исключительно спиртное, причём все они выведены за черту города. Причем с внесением всех покупателей алкогольной отравы в списки потенциальных правонарушителей. И второй момент – это отсутствие рекламы и пропаганды табака и алкоголя.
Вторая модель применяется в арабских странах. Там запреты на вещества изменяющие сознание стоят на религиозном фундаменте, мусульманских запретах. Нам этот вариант не подходит. Но мы в рамках Союза утверждения и сохранения трезвости изучаем любой опыт.
Другие страны и народы с их опытом преодоления проблемы утраты трезвости, конечно, интересны, но у нас есть своя мощная наука и практика. И благодаря ей мы имеем стройную систему формирования трезвых убеждений в обществе. Есть у нас и программа целенаправленных действий. Это программа утверждения и сохранения трезвости в России «Трезвость – воля народа!», по которой работают многие организации в нашей стране и публикацию которой в правительственной газете мы мечтаем увидеть уже в этом году. И здесь одним из ключевых моментов является правильное образование и воспитание. Увы, у нас в школах давно не преподают такой предмет, как логика, нет шахмат. А ведь всё это было в советских школах. У нас почти не учат детей работать руками, и даже развивающие игрушки подчас не те. А ведь правильное образование формирует трезвое, осознанное отношение к жизни, стремление решать проблемы вместо того чтобы прятаться, отравляя разум токсинами.
– На одном из ваших плакатов – портрет Николая Второго…
– У нас есть проект под названием «Матрица трезвости-2014». Андрей Прытков,один из исследователей вопросов трезвости, обратил внимание на то, что происходящие в нашей стране события по отрезвлению общества повторяют то, что было 100 лет назад. Тогда, в начале прошлого века, народ так же, как и сейчас, поднялся на преодоление проблемы пьянства, так же была развернута большая пропагандистская деятельность и закономерным результатом стал закон о трезвости, подписанный Николаем Вторым. Это произошло в 1914 году.
Мы проделали большую работу по формированию ясно выраженного и четко сформулированного заказа на трезвость от народа. Трезвых людей становится все больше, особенно среди молодежи! Теперь дело осталось за первыми лицами государства. Ведь сейчас также 14-й год…