В эти дни в Архызе проходит слёт добровольцев России «Доброград». Начиная с 2000 года, каждый май сюда съезжаются сотни добровольцев практически из всех регионов страны, чтобы научиться новому, обменяться опытом и просто пообщаться.
Своекорыстные
Заголовок | |
---|---|
София ШАКИРОВА. Родилась в Казахстане. Образование – высшее, экономическое. Окончила аспирантуру Всероссийского научно-исследовательского и конструкторского института (Москва). До 2001 года работала по специальности. Затем ушла в общественную работу. Замужем. Имеет взрослую дочь. Поклонница Пресли и Окуджавы.
|
- София, добровольчество – понятие размытое. Можно забор ветерану покрасить, а можно деньги на операцию ребенку собрать. Чем занимаетесь конкретно вы?
- Вы говорите о разовых акциях. Они у нас тоже бывают, но редко. Мы больше нацелены на долгосрочную системную работу. Профилактика алкоголизма и наркомании в молодёжной среде, адаптация воспитанников детских домов, помощь социально незащищённым людям. Работаем по принципу просвещённого своекорыстия: «Помогая другим, расту сам». Зачем заставлять толкового студента-программиста, например, красить забор? Можно ведь предложить ему наладить компьютеры в детском доме. Помогая тем, кто в этом нуждается, молодёжь совершенствуется в профессиональном плане.
Мы практикуем разные формы работы. Например, наш активист Иван Скиперский занимается с трудными подростками скалолазанием. Летом при наличии финансовых возможностей организуем переходы через горы к морю. В экстремальных условиях разобщённая группа складывается в команду. Ребята учатся вместе жить, вместе работать. Они начинают понимать, что когда ты в горах, ты должен помогать товарищу, потому что в любой момент сам можешь оказаться в сложной ситуации. Когда они приходят к морю, это уже совсем другие люди.
Похожая программа была организована и для детей из зоны осетино-ингушского конфликта. Парадокс заключается в том, что эти дети живут в соседних селах и ничего не знают друг о друге. В походе шоры у них постепенно спадали с глаз. И ведь что удивительно – эти дети не застали самого конфликта. Установку на конфликт, образ врага у них сформировали взрослые.
Моя функция заключается в координации отдельных звеньев добровольческой цепочки, чтобы работала программа в целом.
Разумные границы
- София, мы живём в эпоху массового потребления. Большинство людей жизнь кладут на то, чтобы больше заработать и иметь возможность больше покупать. За счёт чего в таких условиях живёт и развивается добровольческое движение?
- Да не все стремятся больше потреблять. Есть же разумные границы того, что нужно человеку. Конечно, я женщина, и мне хочется иметь выбор в одежде. Но я понимаю, что 10 пар летней обуви мне объективно не нужно.
- Помощь другим – это время, эмоции, энергия. У вас этого в избытке?
- Безусловно, как у всякого нормального человека, у меня случается эмоциональное выгорание. Но бывают периоды, когда ты не просто восстанавливаешь потерянную энергию, но и заряжаешься ещё больше. Например, майские слеты добровольцев «Доброград». Там я получаю мощный заряд энергии на весь следующий год. Когда смотришь на этих ребят, которые ещё недавно пришли к нам совсем зелёными, а теперь сами выступают в роли тренеров, ведут программы и готовы делать всё, что в их силах, понимаешь, что не зря живёшь на этом свете.
- Сегодня довольно часто ругают современную молодежь. Мол, поколение инфантильных людей, которым интересно только «зависать» в соцсетях или «рубиться» в виртуальные игрушки…
- Я абсолютно с этим не согласна. Я вижу совершенно других ребят. Активных, думающих, читающих, мотивированных стать личностью.
- Успех и личность – разные понятия?
- Если мы подразумеваем под успехом наличие машины, квартиры, круглой суммы на счёте в банке и должность в госструктуре, которая даёт возможность… сами знаете что – это одно дело. Другое, и это мне ближе, если мы рассматриваем успех как становление независимой самостоятельной и интересной личности. Всё зависит от того, какую цель человек ставит перед собой.
- Получается, добровольчество – работа себе на пользу?
- Однозначно. Иначе положительных эмоций от такой работы не будет ни у добровольца, ни у того, кому он помогает. Останется негативный осадок, и человек никогда больше не захочет помогать. Были в практике такие случаи, когда молодые люди шли работать, помогали пожилым людям без специальной подготовки. Естественно, случилось непонимание и вытекающие из этого проблемы. Точно так же нельзя идти в детдом неподготовленным. Невозможно прийти и с бухты-барахты заявить: «Здравствуйте, дети, сейчас мы с вами будем петь и плясать», провести с ними мероприятие, и может не одно, а потом пропасть на год. Такие вещи эти дети воспринимают очень остро.
Диагноз – равнодушие
На заметку: | |
---|---|
На путь добрых дел можно встать, обратившись к активистам Движения Добровольцев Ставрополья по адресу: Ставрополь, ул. Лермонтова, 148; тел. (8652) 26-13-30. www. stavropol.ru
|
- Какой диагноз вы поставили бы современной России?
- Равнодушие. Друг к другу. Я часто езжу за границу и вижу, что бывает по-другому. Люди готовы предложить свою помощь, видя, что другой человек в затруднении. Сами, без просьбы. Мы же часто проходим мимо, например, лежащего человека. Что там? А-а… пьяный. А, может, человеку плохо?
- Если бы вы могли выбрать время и эпоху, чтобы прожить жизнь, на чём бы остановились?
- Хотелось бы, конечно, жить не в эпоху перемен. Что касается страны, не так давно я прошла в Интернете тест, и выяснилось, что я по духу гражданин Швеции. Видимо, мне близки общедемократические ценности, но с социальным уклоном.
- С какой мотивацией вы идёте на работу: чтобы получить порцию положительных эмоций или чтобы побороть зло?
- Однозначно, я работаю, чтобы получать позитив. Чтобы создавать условия для молодёжи, для их роста, чтобы сделать их жизнь лучше.
- То есть вы оптимист?
- Скорее, хорошо информированный реалист.