На Ставрополье побывал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов.
Маленькая пресс-конференция состоялась перед открытием большой Всероссийской научно-практической конференции "Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями". Вот что говорил правозащитник.
Железная позиция
- В каждой ситуации, связанной с правами детей, нужно разбираться. Моя железная позиция - помочь, на ней и буду настаивать. Прежде чем отобрать ребенка, нужно разобраться. Есть реальная угроза для его жизни, действовать по закону - изымать из семьи. Нет такой опасности и видно, что можно дать шанс человеку, попавшему в сложную социальную ситуацию, - помогать. Материнское неблагополучие - беда для детей, проблема. Забирают-то в большинстве случаев не за бедность. Она не мешает убраться в квартире, вшей у ребенка вывести. В таких случаях обращайтесь в первую очередь в органы соцзащиты, к уполномоченному по правам ребенка в регионе. Его позиция - стоять на страже интересов семьи.
Как в какой-нибудь Женеве
- Мы уже привыкли говорить "дети с ограниченными возможностями", потому что инвалидность по общим стандартам принято считать не какой-то особенностью, а проявлением самой нашей жизни.
Что касается конференции, нужно это только с одной целью - не просто собраться и поговорить, а предложить позитивный опыт для адаптации людей с целью помочь им жить полноценно. Как проехать инвалиду-колясочнику к этой музыкальной школе, где проходит конференция? А подъезды, общественный транспорт, железнодорожный? С этого и начинается доступность, провозглашенная федеральным законом. Любая дверь должна быть готова к приему инвалида-колясочника. Как во всем цивилизованном мире. Губернатор один как-то говорит мне: "Павел Алексеевич, а 10 лет назад вообще ни одного пандуса в городе не было". А в какой-нибудь Женеве везде были пандусы. Будем ориентироваться на хорошее и свои стандарты повышать.
"Черная метка" для бюрократа
- Нужно учиться: пересадить наших чиновников на день в инвалидные коляски, как часто бывает на Западе. Правительство так передвигается, чтобы почувствовать, каково человеку с ограниченными возможностями. Завязать глаза чиновникам на целый день - найдите кнопочку на лифте, перила лестницы. Нет в телевизоре сурдоперевода, титрования - смотрим без звука до тех пор, пока не сделано то, что зависит от чиновников, представляющих соответствующие ветви власти. И если проводится такая конференция, я хочу, во-первых, услышать здесь голос тех, кого это непосредственно касается, и тех, кто может эти проблемы решить. Если чиновники не слышат инвалидов, они сами становятся инвалидами - плохо видящими и плохо слышащими. Я на одной такой встрече собрал со стола таблички с фамилиями чиновников, которые ее проигнорировали, и передал губернатору с "черной меткой" (к слову, больше десятка табличек организаторы конференции убрали со стола до появления Астахова, что могли наблюдать журналисты. - Ред.).
Рычаги же воздействия на чиновников очень простые - есть закон о госслужбе, о котором многие забывают. Я имею право давать любое представление, любые рекомендации по смещению того или иного чиновника. У меня единственный и главный начальник - президент РФ. Главный союзник, заинтересованный в том, чтобы чиновники работали так, как положено по закону.
Пятигорский интернат для детей-инвалидов
- Будем разбираться, что лежит в основе решения о его присоединении к общеобразовательной школе. Попытки завладеть имущественным комплексом таких учреждений известны - в Ижевске ситуация была связана с желанием получить 3 гектара земли в центре города. С другой стороны, какова позиция родителей: не можем сами воспитывать, обеспечивать, пусть государство занимается? Все-таки это ваши дети в первую очередь. Я знаю, что это такое. И как поступают с образованием, мне знакомо. Говорю ответственно: двое из 4-х детей моей старшей сестры - инвалиды. Она воспитывает их одна, оставшись вдовой. Сначала передавала детей на обучение, постепенно их "выжили" на домашнюю форму, так все и закончилось.
Мы должны услышать, увидеть, почувствовать, вступить в диалог с людьми, которые являются особенными. Мы должны стать им глазами, ушами, руками, ногами.