Примерное время чтения: 6 минут
570

Валерий Митрофаненко о детях, добровольчестве и терроризме

АиФ-СК №38 21/09/2011

 Валерий Валентинович – один из координаторов добровольческого движения на Северном Кавказе, организатор множества проектов в защиту прав сирот, инвалидов, стариков.

Сегодня он размышляет о самых болевых точках нашего общества.

Трудные дети – не преступники

– Валерий Валентинович, вы – сторонник ювенальной юстиции. Между тем противников этого института очень и очень много. Главный аргумент – возможное разрушение российских семей, из которых под самыми незначительными предлогами могут забирать детей. Масло в огонь подлила история актрисы Натальи Захаровой, у которой во Франции «ювеналы» отобрали дочь. Что скажете на это?

– У меня вызывает искреннее негодование, когда из ювенальной юстиции делают жупел! «Антиювенальщики» зарабатывают политические очки, стращая общество. А разбирали ли они досконально ситуации в тех семьях, из которых забрали детей? Ведь хватает и скрытого насилия, и скрытого алкоголизма. Но даже и без «ювеналки» в нашей стране ежегодно изымают до 50 тысяч детей!

На самом деле ювенальная юстиция, которая, кстати, в России работала вплоть до 17-го года, – институт, призванный укрепить семью.

Прошу понять меня правильно, я – за то, чтобы детей из семей забирали лишь в крайних случаях! Детские дома, какими бы распрекрасными они ни были, никогда не заменят родителей…

Нам очень нужны ювенальные суды – по той причине, что детей нельзя судить, как взрослых. Ведь у ребенка нет психологии преступника! И если он в чем-то замешан, это вина взрослых – прежде всего.

Ювенальная юстиция – это целый институт сопровождения семьи, уполномоченных по правам ребенка – специально подготовленных для этих целей людей. Главная ее идея – общинность. Все дети – это наши дети! Каждый ребенок – личность, а не игрушка и не товар.

Кстати, ни один из противников «ювеналки», с которыми мне доводилось встречаться, не внес ни одного дельного предложения по воспитанию детей. А у Движения добровольцев Ставрополья – несколько программ по внедрению ювенальных технологий. В двух школах Ставрополя при нашем содействии были проведены программы «Центра родительской культуры», которые призваны оказывать помощь по первичной профилактике в кризисных семьях. А вторичная профилактика – это уже работа с детьми, которые попали в группу риска.

– В нашей стране пытаются внедрить западный опыт, отдавая сирот на воспитание в приемные семьи. Вот только приемные родители далеко не всегда оправдывают надежды. Не потому ли, что их вообще никак не готовят к этой роли?

– Мы провели масштабное исследование многих детских домов Ставрополья. Условия жизни в них намного лучше, чем иногда нам рисуется. Но всё равно результаты печальные: большая часть парней - воспитанников детских домов рано или поздно оказываются в тюрьмах, а девушки - лёгкая добыча для сексуального рабства. Неустроенность и маргинальность преследуют большинство детей из сиротских учреждений всю жизнь. Я – сторонник постепенного расформирования детских домов и передачи сирот в приемные семьи. Но в подготовленные семьи! Как, скажем, в Киеве, где при православных центрах приемных родителей специально обучают. Такая работа ведётся и в нашем крае, но я думаю, что нужно это делать более активно.

Терроризм –это тоже зависимость

– Вы недавно побывали в Чечне, где ваша идея добровольчества была активно поддержана. Один из ваших постулатов – добровольчество как профилактика многих болезней общества, в том числе и экстремизма. Насколько это может быть эффективным?

– Терроризм и экстремизм – беды из той же серии, что и наркомания. Всё это – разные виды зависимости, которые возникают у людей, лишённых возможности реализовать свой творческий потенциал.

А нереализованность откуда появляется? От отсутствия доверительных отношений с ребенком, которого родители предпочитают лупить или, в лучшем случае, не считаться с его мнением, а не говорить с ним по душам.

Добровольчество же дает колоссальную возможность для самореализации, профориентации и профессионального роста, в конце концов. Многие наши ребята-добровольцы, повзрослев, открыли свое дело, сделали карьеру. Важным является и то, что в процессе участия в добровольческом движении вырабатывается проектное мышление. Вот что мне, кстати, понравилось во Всекавказском лагере «Машук» – реально увлеченные делом парни и девушки получили возможность для самореализации. Им уже не до экстремизма!

– Но «Машук» многие раскритиковали – за слабую организацию, формальный подход…

– Я был на «Машуке» и в прошлом году, и в этом. В этом году целый поток был посвящен добровольчеству, и Движение добровольцев Ставрополья предложило свою помощь в организации. Но поначалу нас и пускать туда не хотели! Кстати, краевой комитет по делам молодежи не особенно спешит вступать в сотрудничество с такими организациями, как наша, в отличие от других регионов Северного Кавказа.

– Не так давно в Ставропольском крае прошел православно-мусульманский лагерь. У меня сложилось впечатление междусобойчика: участников было мало, некоторые из года в год ездят. У вас, как мне показалось, альтернатива более интересная – ваш главный ежегодный форум «Доброград» собирает сотни ребят со всего Северного Кавказа…

– Да, и мы каждый год расширяем наш круг. В этом году он сильно пополнился добровольцами из Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Дагестан и Осетия - традиционные участники «Доброграда». Но уже второй год в «Доброград» приезжают и наши закавказские друзья - добровольцы из Армении и Азербайджана. Мы ждали и грузинскую делегацию, но у них не получилось. В этом году мы создали Ассоциацию добровольческих движений Кавказа.

Ведь если учесть, что у нас теперь Северо-Кавказский федеральный округ, добровольчество нам необходимо как воздух! Добровольчество, ко всему прочему, это еще и эффективнейший способ укрепления дружбы между народами. Один пример: после одной из наших добровольческих программ полюбили друг друга ингуш и осетинка! И недавно мы узнали, что они поженились.

Для искоренения терроризма нужно преодолевать противостояние между народами. Незнание русского языка лишает кавказских ребят перспективы, конкурентоспособности на российском пространстве – это я повторяю каждый раз, когда встречаюсь с ними. А православные, полагаю, должны знать Коран.

Только в этом совместном просветительстве – залог мира на Кавказе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (14)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах