Примерное время чтения: 10 минут
537

Как помочь краевому футболу и стать фигурантом уголовного дела

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-СК 30/01/2013

Не надо быть большим специалистом, чтобы сознавать довольно печальное положение дел в ставропольском спорте.

Ледовые арены, строящиеся десятилетиями, футбольная команда, уже забывшая вкус больших побед, профессиональные спортсмены, при первой возможности уезжающие в другие регионы, – иначе как упадком это назвать нельзя. Интересно, что каждый раз со сменой руководства края возникает новая надежда на перемены.
Злоупотребления, которые были допущены в этой сфере в предыдущие годы, настолько поражают масштабами, что сегодня деятельностью министерства физической культуры и спорта всерьез заинтересовались правоохранительные органы. Это можно было бы считать добрым знаком, если бы и к их действиям не возникали определенные вопросы.

Подпись как улика

Речь пойдет об уголовном деле, главным фигурантом которого является Николай Балакший, занимавший в свое время пост генерального директора Некоммерческого партнерства «Футбольный клуб «Динамо-Ставрополь».
1 ноября 2012 года следственным управлением Следственного комитета РФ в отношении него было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 159 ч. 4 УК РФ.  Его обвиняют в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, и хищении, таким образом, более 3 млн рублей из краевого бюджета. Для того чтобы читателям было понятней, стоит отметить, что эта статья предусматривает лишение свободы на срок от 6 до 10 лет.  К примеру, фигурантам по громкому делу «Оборонсервиса» была предъявлена та же 159-я статья, но более мягкая  3-я часть…
Обвинение, безусловно, серьезное. Однако из слов самого Николая Стефановича и предоставленных им документов складывается совсем другая картина.
– Я занял должность генерального директора НП «ФК «Динамо-Ставрополь» 12 декабря 2011 года, - говорит Николай Стефанович, - но уже 19 января 2012 написал заявление на увольнение, которое было зарегистрировано. Причина столь быстрого увольнения банальна – занимая эту должность, я сделал несколько попыток изменить положение дел, найдя футбольному клубу надежные источники финансирования. Но, столкнувшись с непониманием, решил, что лучшим решением будет покинуть этот пост. 
Согласно Трудовому кодексу, по истечении месяца с момента предупреждения работодателя об увольнении трудовой договор считается расторгнутым. Однако по факту этого сделано не было, хотя на освободившееся место взяли нового человека.
А в конце марта руководитель спорткомитета попросил меня помочь футбольному клубу быстро получить средства из бюджета по уже отработанной схеме, – поясняет Николай Стефанович. - Так как я все еще формально являлся руководителем НП «ФК «Динамо-Ставрополь», нужна была моя подпись под документом, согласно которому для нужд клуба был арендован спортивный комплекс.  Я эту подпись поставил.

«Награда» за щедрость

Схема финансирования футбольного клуба из средств краевого бюджета, в которой  за последние годы мало что изменилось,  заслуживает отдельных слов.  Бюджет может лишь компенсировать расходы клуба в части подготовки и проведения соревнований. То есть, скажем, оплатить аренду спортивных объектов за счет этих денег можно, а заплатить зарплату футболистам и персоналу клуба – нет. Для профессионального клуба в отсутствии других стабильных источников финансирования – это настоящая проблема. Кто захочет работать или играть в футбол бесплатно?
В Ростовской области и Краснодарском крае местные законодательные собрания давно уже приняли поправки, отменяющие такие ограничения.  Что позволило клубам чувствовать себя гораздо лучше.  У нас же до сих пор действует схема, которая сказывается не только на уровне игры команды (вряд ли можно говорить о боевом духе в отсутствии стабильности), но способная серьезно навредить людям, стремящимся эту стабильность поддержать.
Таким образом, бюджетные деньги в размере около 3 миллионов рублей были получены и полностью пошли на заработную плату. 
Собственно этот эпизод и вменяется в вину Николаю Стефановичу. В этом и заключается «мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору».  Подпись, без которой люди бы просто не получили свои честно заработанные деньги, теперь является главной уликой в уголовном деле. 
– При этом, - рассказывает Николай Балакший, - никаких документов бухгалтерской отчетности я не подписывал, (они сделаны не моей рукой), у меня не было доступа к печати, которой скреплены документы, и на момент их подписания я фактически не являлся руководителем НП «ФК «Динамо-Ставрополь».
Впрочем, по словам Николая Стефановича, следствие признает, что потрачены деньги были исключительно на заработную плату.
А значит, в его поступках не было мотива преступления, не было желания извлечь выгоду (что само по себе не позволяет говорить о каком-то мошенничестве). Его и не могло быть. Перед тем как посвятить себя бизнесу, он многие годы отдал футболу. Сам играл в ставропольском «Динамо» во времена его расцвета. А сегодня  возглавляемое им предприятие – Ставропольский завод химических реактивов - это успешное, высокодоходное и  во многом уникальное производство не только в пределах Ставрополья, но и страны в целом.  И только из своих собственных средств им было безвозмездно выделено более 2 миллионов рублей на питание, проживание, подготовку команды, участие футбольного клуба в соревнованиях.

Далеко идущие последствия

Есть в этом деле еще две весьма любопытных детали.
Когда Николай Балакший покидал пост в НП «ФК «Динамо-Ставрополь», он вывез все документы, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности Партнерства, и складировал их в отдельном кабинете на своем предприятии.   Сделал он это, по его словам, для того, чтобы в будущем с их помощью могли расследоваться все нарушения, которые имели место быть за последние несколько лет. Но он не принимал их в соответствующем порядке и не проводил их аудит, то есть практически не видел.
– Следственные органы произвели выемку документов за два последних года,- поясняет он, - но чтобы связать их со мной, нужен факт того, что я их принял. Теперь от меня требуют взять эти документы назад, согласно описи, оформить приемку и потом снова дать их изъять. Что тут скажешь? Правосудие в действии.
Кроме того,  очень показательно, что и у прокуратуры неожиданно тоже возник интерес к Николаю Стефановичу. Этот интерес касается вопросов  трудового законодательства, а именно невыплаты заработной платы в футбольном клубе «Динамо-Ставрополь». То есть Следственный комитет расследует факт незаконной выплаты заработной платы, а прокуратура – почему он ее не выплачивал?
– Мне сложно сказать, чем руководствуются те, кто принимал решение о возбуждении уголовного дела и продолжают терзать меня нелепыми обвинениями – желанием выслужиться перед начальством и найти крайнего или другими сомнительными мотивами. Но тот факт, что следователь отказывается изымать документы за 2009–10 годы, где были накоплены основные долги клуба (порядка 20 млн рублей), наводит меня на определенные мысли, – с горечью констатирует Балакший. – При этом хочется довести до сведения, что контракты с футболистами на зарплату и премиальные были заключены еще до меня. А когда в октябре 2011г. команда забастовала и отказалась выходить на поле, краевая власть  официально заверила руководство ПФЛ, что зарплата будет полностью выплачена.
Похоже, мы имеем дело с полным отсутствием стратегического мышления, если мы говорим о пользе для общества (а чем, если не этим в конечном итоге должны руководствоваться органы, которые это самое общество и содержит?). Очевидно одно, после этой истории с Николаем Балакшим, чем бы она не закончилась, ни одному здравомыслящему бизнесмену не придет в голову вкладывать в ставропольский футбол свои деньги. А это звучит как приговор.

Взгляд со стороны

 Мы попросили прокомментировать ситуацию одного из самых авторитетных футбольных специалистов Ставрополья – Бориса Стукалова.
– Футбол для ставропольцев – это гораздо больше, чем просто вид спорта. Это накопленные традиции и ценности, а главное - это  особая социальная среда. Раньше поход на стадион был событием, связанным с особым духом спортивного праздника, с встречами и общением.  Сейчас все это почти разрушено, мы растеряли все свои позиции, и о футболе остались одни сплетни. 
На протяжении вот уже 10 лет ничего в этой сфере не меняется, кроме, пожалуй, чиновников, ее курирующих.  Нет развития, нет реальной заинтересованности, а на настоящий момент нет и профессиональной команды. И это особенно обидно на фоне успехов, всех без исключения, наших соседей.
Николай Балакший – один из тех, кто пытался всеми силами изменить сложившееся положение дел. Я давно знаю его, и это человек преданный футболу, целеустремленный и не боящийся трудностей. Все его действия были направлены лишь на то, чтобы постараться вернуть ставропольскому футболу доброе имя и заслуженное место в отечественном спорте. 
Да, ему удалось сделать не много –  усилий одного человека недостаточно для того, чтобы переломить складывавшуюся в течение длительного времени негативную ситуацию. Но он хотя бы попытался. А теперь его просто хотят сделать ответственным за все ошибки и злоупотребления, которые имели место  в последние годы.
Редакция «АиФ-СК»  послала соответствующие запросы в прокуратуру края и Следственное управление по Ставропольскому краю с просьбой дать информацию о том, как продвигается следствие по данному делу. Как только будут получены ответы и взяты комментарии всех заинтересованных лиц, общественность будет иметь возможность ознакомиться с этими материалами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах