Примерное время чтения: 8 минут
1220

Как опорочить честное имя и нанести удар предприятию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-СК 24/07/2013
Николай Балакший

 Все разговоры об инвестиционной привлекательности региона, об особом внимании к развитию бизнеса и всестороннем развитии краевого спорта кажутся очень наивными и оторванными от реальности, как только знакомишься с подробностями этой истории. В ее центре оказался Николай БАЛАКШИЙ – руководитель крупного химического производства в Ставрополе.

Искусственные проблемы

«Ставропольский завод химических реактивов» на сегодняшний день крупнейший в России производитель стабилизаторов ПВХ. Кроме того, предприятие выпускает широкий спектр продукции, незаменимой в самых разных отраслях экономики. Ежегодно здесь производят более 18 тысяч тонн продукции, которая широко востребована не только в России, но и за рубежом.

Приоритеты – увеличение объемов, расширение и модернизация существующих мощностей. Уже практически готов к запуску новый цех, который позволит обеспечить работой 80 специалистов-химиков. В работе и другие проекты.

Казалось бы, у успешного предприятия, имеющего авторитет на мировом рынке, с этим не должно возникать никаких проблем. Есть и опыт, и отличные кадры, и широкие возможности для развития. Должна всецело поддерживать такое уникальное производство и краевая власть, заинтересованная в стабильном экономическом и социальном развитии вверенной ей территории.

Однако на деле все немного иначе. Трудности, с которыми сегодня столкнулся «Ставропольский завод химических реактивов», сложно назвать объективными.

Никаких гарантий

Это очень характерная история для современной России, в которой главными движущими факторами являются частные корыстные интересы одних людей, безволие и некомпетентность других. И всё это на фоне, мягко говоря, очень вольной трактовки существующего законодательства.

Серьезные планы развития требуют немалых финансовых вливаний, в том числе и с привлечением заемных средств. А чтобы получить такой кредит на выгодных условиях, необходимо заручиться поддержкой краевого правительства, которое способно выступать перед банком гарантом его возврата. Процедура предусматривает заключение соответствующего тройственного соглашения между предприятием, правительством и банком.

По словам Николая Балакший, поначалу все шло в рабочем режиме. Предварительно обсудив вопросы расширения производства в министерстве экономического развития края, он занялся поиском необходимого для модернизации производства оборудования. Вскоре были подписаны контракты на его поставку с китайскими, индийскими и немецкими производителями. Параллельно готовили документы, чтобы получить кредит под гарантии правительства Ставропольского края в Сбербанке.

– В этот момент на меня вышел совершенно посторонний человек, – рассказывает Николай Стефанович. – Он поражает своей информированностью. Намекает на то, что у меня есть проблемы, которые можно решить но, конечно, не бесплатно. Для этого нужно якобы кое с кем встретиться. В подтверждение своих слов он приводит цифры – данные по кредиту, которые я предоставлял в правительство.

Таким образом, руководителю предприятия дали однозначно понять, что кредит он сможет получить только в обмен на благодарность. Николай Балакший отказался от такого предложения.

После этого, комиссия гарантийного фонда, рассмотрев документы предприятия, дала отказ на основании того, что в отношении Балакший как генерального директора НП ФК «Динамо – Ставрополь» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей ст. 159 ч. 4. Его обвиняют в мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, и хищению порядка 3 млн рублей из краевого бюджета.

Злонамеренная помощь

Уголовное дело – предмет отдельного разговора. История, о которой «АиФ – Северный Кавказ» уже подробно рассказывал, стоит того, чтобы вспомнить отдельные ее детали.

12 декабря 2011 года Николай Балакший занял пост генерального директора Некоммерческого партнерства «Футбольный клуб «Динамо-Ставрополь». Должность эта изначально не сулила ничего, кроме головной боли, но он осознанно пошел на этот шаг. Ведь он сам многие годы отдал футболу и даже играл в ставропольском «Динамо» во времена его рассвета. И спокойно наблюдать за тем, как любимый клуб опускается все ниже, он просто не мог.

Впрочем, проработав немногим больше месяца в новой для себя сфере и осознав, что никакие его усилия не способны переломить ситуацию, Николай Балакший пишет заявление об увольнении и покидает НП. Но, вопреки требованиям законодательства, продолжает числиться генеральным директором.

– В конце марта 2012 года меня просят поставить подпись под документом, согласно которому для нужд клуба за счет средств краевого бюджета арендуется спортивный комплекс, – говорит Николай Балакший. – Конечно, эти деньги шли не на аренду, а на зарплату игрокам и персоналу клуба. В то время это была стандартная схема получения финансирования из бюджета, так как по существующим правилам, напрямую клуб финансироваться не мог. А люди не могли работать и играть бесплатно. И эту дилемму, которая вообще не должна стоять перед профессиональным клубом, решали, как могли.

К слову, только из своих собственных средств им было безвозмездно выделено более 2 миллионов рублей на питание, проживание, подготовку команды, участие футбольного клуба в соревнованиях.

А благодаря той подписи под документом, «Динамо» получило 3 миллиона рублей из краевого бюджета. Они полностью пошли на нужды команды, что готов подтвердить каждый из тех, кто тогда входил в ее состав.

Именно в этом следствие усмотрело «мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Подпись, без которой люди просто не получили бы свои честно заработанные деньги, стала главной и, по сути, единственной уликой в уголовном деле.

Впрочем, следователи признают, что потрачены деньги были на заработную плату, но в то же время отмечают, что это для них не важно. Важен сам факт, что они были получены из бюджета.

Между тем нормы закона говорят о том, что в поступке Николая Балакший нет мотива преступления. У него не было желания извлечь выгоду, а значит говорить о мошенничестве нельзя. Но у следствия весьма специфический взгляд на законодательство.

Стабильная неопределённость

Сложно сказать, чем руководствуются те, кто принимал решение о возбуждении уголовного дела, продолжает терзать нелепыми обвинениями руководителя успешного предприятия. Но факт остается фактом. Бизнесу уже нанесен серьезный удар и, по словам компетентных в этих вопросах специалистов, налицо признаки попытки рейдерского захвата предприятия.

– Следствие тянется больше полугода, я не осужден, мне не предъявлено обвинение, – Николай Стефанович с трудом сдерживает эмоции. – Пока не удается добиться ни переквалификации статьи, ни элементарных извинений. Меня во всеуслышание называют человеком со злыми намерениями, который создал преступную группу. Хотя единственное, что мною двигало – неравнодушие к судьбе ставропольского футбола.

Московское руководство Сбербанка, узнав о существовании уголовного дела тоже отреагировало – сначала понизило рейтинг предприятия, автоматически увеличив процентную ставку, а затем и вовсе отказало в выдаче кредита на сумму 38 млн руб. Таким образом, рассмотрение вопроса по кредитованию завода затянулось на неопределенный срок. Такая вот неопределенность в условиях мнимой стабильности. Одни возбуждают уголовное дело практически на пустом месте. Другие, кивая на уголовное дело, не дают гарантию по кредиту. Третьи, на том же основании отказывают в кредитовании. И последняя новость. Николаю Балакший неожиданно было отказано в визе на поездку в Германию для переговоров со своими бизнез-партнерами. Хотя ранее он не раз осуществлял целевые поездки по вопросам модернизации производства в различные страны. В том числе и в Германию. Предприятие лихорадит, будущее коллектива (280 человек) и все планы по дальнейшему развитию завода уже под большим вопросом.

Только благодаря вмешательству и профессионализму первого заместителя председателя правительства Ставрополья Андрея БУРЗАКА, министра промышленности Дмитрия САМАТОВА и министра экономического развития Андрея ХУСТОЧКИНА сегодня удалось добиться значительных подвижек в работе с гарантийным фондом. Предприятие получило деньги и надежду на будущее.

– Главная причина этих проволочек и недоразумений , – говорит руководитель, – или некомпетентность или заинтересованность в таком развитии событий сотрудников следственного комитета и прокуратуры. Плюс этой ситуацией пользуются нечистоплотные на руку люди в других инстанциях. Несколько раз я пытался донести информацию об этой ситуации до заместителя руководителя следственного комитета края Игоря Иванова. Три раза я приходил, но в назначенное мне время его на месте не было. Вывод напрашивается сам собой, либо этот человек так необязателен, либо ему просто нечего сказать. При этом следователь Сергей Рыбников, который ведет это дело, адекватно оценивает ситуацию и сам говорит, что не видит здесь статьи 159 ч 4. На сегодняшний день необходимо, чтобы руководство следственного комитета оперативно приняло справедливое, принципиальное решение по этому вопросу. В связи с этим я послал соответствующие жалобы на имя руководителей Следственного комитета Ставропольского края и Российской Федерации Сергея ДУБРОВИНА и Александра БАСТРЫКИНА.

И на этом я не останавливаюсь. Сейчас готовится ещё ряд документов для обращения в другие государственные инстанции.

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах