Роман Хижняк из города Благодарного, не будучи педагогом по образованию, вот уже пять лет «заражает» детей своим увлечением, преподавая фотодело в городском Доме детского творчества.
Как заинтересовать ребёнка интересным и полезным делом? Идут летние каникулы, и этот вопрос как никогда актуален. Ищем на него ответ вместе с Романом Хижняком.
Не только гаджеты
Елена Панкова, «АиФ-СК»: Роман, казалось бы, фотографировать сегодня – проще простого. Щёлкнул на кнопочку цифровой «мыльницы» – и получай классный снимок…
Роман Хижняк: Да, на первый взгляд, всё просто. Но не нужно так примитивно смотреть на вещи. Фотография – это настоящее искусство! Зачем обеднять себя? Современные профессиональные камеры позволяют превращать изготовление снимков в увлекательнейший процесс! Знаете, я пять лет преподаю в городском Доме детского творчества, и все эти годы ребята с удовольствием посещают мой кружок. Им это интересно.
– Сейчас дефицит преподавателей. Молодые педагоги в школах и сфере дополнительного образования не задерживаются: им мало платят, а требуют многого. Вы же работаете с детьми успешно, хотя по образованию не педагог…
– Мне с детьми интересно. Никаких специальных педагогических рецептов нет. Главное – слушать и слышать ребят, уметь с ними беседовать, пытаться находить компромиссы.
– Считается, что дети из маленьких городков и сёл просто не так пресыщены, как их сверстники из мегаполисов…
– Я бы сказал так: современные дети в основной своей массе инфантильны. Они плохо приспособлены к жизни. И даже ребята с периферии – не исключение. За подростков сегодня многое делают их родители, поэтому, выпускаясь из школы, они, увы, мало на что способны.
Тем не менее я не хотел бы рисовать всё в чёрном цвете. Не согласен с теми, кто считает, что компьютер и прочие гаджеты заменили нынешним детям всё. Среди моих воспитанников немало увлечённых ребят, они ходят на занятия не потому, что родители заставляют. Они сами чем-то интересуются. Кружки и секции в нашем Доме детского творчества не пустуют, хотя, на первый взгляд, сегодняшних школьников уже ничем не удивить.
– Хорошо, что у нас ещё есть бесплатные кружки и секции. Но, признайтесь, родителям много приходится делать за свой счёт?
– Наше образование, как и нашу медицину, я бы назвал условно-бесплатным.
В моём кружке есть кое-какая фотоаппаратура, есть компьютер. Но родителям всё равно приходится тратиться.
Ведь нельзя же научить искусству фотографии только по картинкам из Интернета! Ребят нужно вывозить на природу, в музеи, приобщать к прекрасному. Много позволить себе, к сожалению, не можем. Недавно организовали поездку в Ставрополь, ходили по музеям и выставочным залам краевой столицы. Эту экскурсию, разумеется, оплатили мамы и папы.
– При этом на местах откровенно плюют на майские указы Президента и вместо повышения зарплат бюджетникам урезают их. Педагоги края утверждают: их оклады опять сократили…
– Мне неоднократно приходилось жаловаться на местных чинуш от образования, которые «ошибались» и недоплачивали. Несколько раз по итогам разбирательств деньги возвращали. Но каждые полгода зарплаты стараются урезать. Устал уже бороться! В том, как нас обманывают с зарплатами, вижу умышленное вредительство и непрофессионализм.
– Наше образование сегодня не ругает только ленивый. Что вы изменили бы в современной школе?
– Сколько уже было этих перемен! А я просто вернул бы всё лучшее, что было в советской школе.
Мода на патриотизм
– Новое поколение школьников пытаются воспитывать патриотами. 9 Мая малыши с гордостью надели форму солдат Великой Отечественной, повязали георгиевские ленточки. Растут новые патриоты? Или это всего лишь новая мода?
– Хотелось бы верить, что растут новые патриоты. Но, на мой взгляд, пока это всё-таки больше мода и в каких-то проявлениях даже шоу. Имею в виду молодёжные автопробеги на разрисованных машинах в День Победы. О том, что для некоторых молодых людей это очередное развлечение, красноречиво говорят некоторые надписи на автомобилях. Когда я увидел ошибки в словах, написанных на этих машинах, мне стало очень неприятно. Или взять георгиевские ленточки. Да, всех школьников обязали их повязать, и эта обязаловка вызвала у некоторых ребят возмущение. А почему? Наверное, потому, что детям не объясняют, откуда эта ленточка появилась, что этот символ обозначает. В общем, хотелось бы больше серьёзности, ответственности и глубины, а не поверхностных мероприятий «для галочки». Не будем забывать о том, что 9 Мая – это прежде всего День памяти и скорби.