ЕСЛИ вы решили подробно узнать, как живётся вашему ребёнку в школе, а в себе самом открыть способности психоаналитика, попробуйте предложить ребёнку игру "Контрасты школьной жизни".
ДЛЯ начала предложите ему нарисовать картину - "неприятности школьной жизни".
Пофантазируйте вместе с ним, в чём могут заключаться самые ужасные проблемы и несчастья ученика в школе.
Пусть он постарается отразить это на картинке. Настаивайте на том, чтобы он изобразил не свою реальную школьную жизнь, а самую ужасную, которую только может представить. По ходу выполнения задания обсудите с ним, какие неприятности могут быть связаны со сверстниками, учителями, завучем и директором и, конечно же, с родителями.
Здесь у вас есть шанс узнать много интересного о том, как ваш ребёнок видит трудности своего ученичества. Возможно, вас удивит вполне взрослое напряжение его детской судьбы.
В невинном детском рисунке вы можете увидеть даже то, о чём он сам не смог вам рассказать: его неосознаваемые проблемы. По цвету линий, действующим лицам, представленным на картинке, их взаимному расположению и сюжету вы сможете догадаться о том, какие проблемы мучают вашего ребёнка в первую очередь, так как в этом рисунке он отразит именно то, что ему уже довелось пережить самому или извлечь из опыта одноклассников.
То есть первое задание даст вам более полное представление о жизненном опыте своего ребёнка, о том, как он видит свои проблемы и чего бы ему хотелось избежать.
Далее предложите ему представить самого счастливого ученика и нарисовать новую картинку - "радости школьной жизни".
Творческий процесс также используйте как повод для обсуждения: что же самого замечательного может быть в школе - на уроках, после уроков, во время подготовки домашних заданий, кто и каким образом ему помогает. Так вы получите представление об идеалах своего ребёнка, к чему бы он хотел стремиться, что его могло бы порадовать. То есть вы получите ориентиры и для себя.
И наконец, предложите ему нарисовать третью картину - "моя реальная школьная жизнь".
Пусть он изобразит радости и трудности своего ученичества. Сравнивая эту картину с первыми двумя, вы наглядно увидите, к какому полюсу ближе его сегодняшняя ситуация, что именно его радует и что огорчает. По ходу творчества уточните сюжет и детали, которые он изображает. Особо обсудите, что могло бы улучшить его положение в школе. Таким образом, три предложенных задания позволят вам глубже проникнуть в суть школьной жизни своего ребёнка, увидеть и обсудить с ним проблемы взаимоотношений с учителями, увидеть возможные формы своего родительского участия.
Если вы будете время от времени проводить эту психологическую игру со своим ребёнком, вам удастся наглядно наблюдать за динамикой его школьной жизни и следить за тем, какая именно помощь ему особенно нужна.