Сегодня не проходит и недели без ЧП, в которых страдают дети.
Жертвы педофилов, во¬дителей-лихачей, врачей-«коновалов», коммунальщи¬ков – множество маленьких жизней обрывается по самым нелепым причинам! Но сколь¬ких трагедий можно было бы избежать, если бы родители лучше смотрели за своими де¬тьми, а не надеялись на пре-словутое «авось»!
О том, можно ли воспитывать мам и пап, мы беседуем с педагогом-психологом ГБУСО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» Натальей Соловьевой.
Наталья Соловьева родилась в Ставрополе в 1981 году. Окончила Ставропольский государственный университет. Один из самых опытных сотрудников ГБУСО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям». В 2010 году заняла 1-е место в краевом конкурсе «Лучший специалист по работе с семьей и несовершеннолетними» среди учреждений и служб социального обслуживания.
Когда тебя понимают
- Наталья Николаевна, сегодняшние молодые мамы и папы – поколение, выросшее в 90-е, его справедливо называют «потерянным». Вам не кажется, что немало малышей растут как трава, по той простой причи¬не, что их родители сами были обделены вниманием? Не по¬тому ли у нас стало так много детских суицидов?
- Суициды, – одна из важных проблем современнос¬ти. Самоубийства активно обсуждаются в Интернете, о них часто пишут СМИ, при¬чем нередко таким образом подогревают интерес под-ростков к этой теме. А ведь, подготавливая тот или иной материал в печать или в эфир, важно помнить, чтобы в нем помимо негатива содержался еще и позитив!
К тому же нужно информировать ребят о «телефонах доверия» для подростков, сообщать адреса психологи¬ческих служб, куда они могли бы обратиться в отчаянной ситуации.
Почему у детей возни¬кает желание свести счеты с жизнью? Причины могут быть самые разные, корень же проблемы, как правило, в том, что ребенок не находит в родителях и взрослых вообще любви и понимания. А это ведь самое главное – когда подросток может обсудить любой волнующий вопрос с мамой и папой, психологом или учителем, не боясь, что его отвергнут, разлюбят, не поймут или просто накажут…
– В стране – небывалый разгул педофилии. Не пора ли нам уже перенять западный опыт и не отпускать своих детей нику¬да одних? Да и вообще, с точки зрения возрастной психологии, не рано ли, скажем, первоклашке самому ездить в маршрутке в школу и обратно?
– Если ребенок к этому готов, и родители оценили риски и безопасность, почему бы и нет? Есть дети, которые уже в 7 лет могут и в магазин сходить, и дорогу перейти, а встречаются ребята, которых и в 14 лет нужно везде со¬провождать. Всё зависит от того, насколько подготовлен ребенок к самостоятельности, знает ли он, что нужно делать в неожиданной ситуации, как реагировать на незнакомых людей, к кому обращаться за помощью. Этому тоже нужно учить, а часто взрослые, к со¬жалению, подобными вопро¬сами не заморачиваются…
Не бойтесь психологов
– Другая крайность – чрезмерная загруженность ребенка всевозможными занятиями. Родителям хочется, чтобы их дети лучше всех танцевали, знали языки, стали олимпийскими чемпионами…
- Да, и такая проблема су¬ществует. Возникают желание спросить у них: «А вы поинтересовались, хочет ли ваш ребенок заниматься в этом кружке или секции?» Часто дети ходят туда без желания, и есть ли от этого польза?
Другая распространенная ошибка, которую делают родители, когда ребенок пришел из школы, – это понукания типа: «Садись делать уроки!» При этом мамы и папы часто забывают, что сами они после рабочего дня тоже валятся с ног, и у них нет сил сразу за¬ниматься домашними делами, едва переступив порог дома.
Для младшего школьника, особенно первоклассника, важным видом деятельности остается игра. И часто необ¬ходимо просто дать ему воз¬можность поиграть, отдохнуть от школы, набраться сил, а не вести сразу, скажем, на курсы английского.
– Многие родители бьют тревогу: дети потеряли интерес ко всему, кроме компьютера, не хотят учиться. Можно ли вообще бороться с «виртуальной» зависимостью?
– Конечно, можно. Для начала важно понять, что стало ее причиной, какую потребность сын или дочь удовлетворяет, увлекаясь той или иной игрой. Например, если ребенок интересуется «стрелялками», то не исключена повышенная агрессивность. Можно попробовать справиться с ней, выплеснув ее во время спортивных тренировок. А можно и просто поколотить подушку.
Интерес к учебе может быть утрачен не только из-за «погружения» в компьютер. Важно выяснить, что стоит за этим: трудности с усвоением знаний, индивидуальные способности ребенка, сложные отношения с учителем, одноклассниками… А разобравшись в ситуации, можно попробовать всё исправить – поговорить с педагогом, сверстниками, поменять школу наконец.
– Создается ощущение, что задачи современной школы сводятся только к вколачиванию знаний и натаскиванию детей на ЕГЭ. Ушла в прошлое советская система образования с классными часами, политинформациями, пионерскими и комсомольскими инициативами. А «Наша новая школа» пока производит странное впечатление: вместо обещанных кружков и секций для детей проводят скучные факультативы...
– Должна ли школа выпол¬нять воспитательные функции? Да, безусловно. Но многое закладывается и в семье. Если ребенок получает достаточно внимания и понимания от ро¬дителей, если он гармонично развивается, то, наверное, сам сможет с пользой организовать свое свободное время. Гораз¬до важнее, на мой взгляд, не воспитательный процесс ради воспитательного процесса, а искренний интерес, доверие и взаимоуважение между взрослыми и детьми, а также совместный семейный досуг и традиции.
– Много ли у вас случаев, когда за помощью обращаются ученики, которые испытали сильный стресс из-за ЕГЭ?
– По поводу единого госэ¬кзамена к нам приходят не только школьники, но и учителя! В нашем центре даже есть специальное направление деятельности – психологическая поддержка в подготовке к ЕГЭ.
Всем рекомендую не стесняться и обращаться к психологам, а также читать специальную литературу. Например, книгу Эдда Лешан «Когда ребенок сводит вас с ума» или труд Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему».