Маленькая Полина из Ставрополя – ребёнок-инвалид, передвигается на коляске. К счастью, это обстоятельство не мешает ей посещать второй класс обычной общеобразовательной школы.
Языком цифр:
-
7648 детей с проблемами здоровья были обследованы в этом году.
-
749 ребят с нарушениями развития на Ставрополье получают образование дистанционно.
-
Только в 30 школах края создана безбарьерная среда.
Счастливое исключение
Пока таких детишек-колясочников в обычных школах даже Ставрополя можно пересчитать по пальцам, хотя федеральный закон о так называемом инклюзивном (совместном) образовании в России уже заработал. На бумаге. Родители детей-инвалидов не перестают жаловаться: получить образование прикованному к коляске ребёнку в нашей стране почти невозможно.
– Нам очень повезло, причём дважды, – рассказывает Татьяна Аржановская, мама Полины. – Несмотря на тяжёлое генетическое заболевание, моя дочь посещала детсад, а теперь вот и в школе учится.
– Пока трудности у меня только с «транспортировкой» Полины на второй и третий этажи, – признаётся мама. – В крыле начальной школы есть и пандусы, и широкие дверные проёмы, и специальные поручни в туалете. Надеюсь, к тому времени, когда дочь перейдёт в пятый класс, такие же изменения произойдут и в корпусе для средних и старших классов.
– Дети Полю не обижают? – задаю непраздный вопрос.
– Нет, отношение, как ни странно, вполне доброжелательное. Иногда дети даже забывают о том, что она – инвалид, пытаются вовлечь её в беготню. Кстати, наша девочка даже физкультуру посещает.
Зачем комиссии?
К сожалению, «безбарьерных» школ в крае немного. Детей с лёгкой умственной отсталостью выручают коррекционные школы, их в крае 22. Хорошо хотя бы то, что на Ставрополье такие заведения пока не сокращают, – в отличие от многих других регионов.
Большинство маленьких инвалидов получают знания на дому, а с недавних пор им предложено дистанционное обучение – через Интернет. В квартирах таких ребят за бюджетный счёт установлены компьютеры. Но не всё здесь гладко. Родители часто жалуются в прокуратуру: то учиться невозможно из-за плохой работы Интернета, то платить за Сеть заставляют самих мам и пап. Поэтому самые продвинутые предпочитают возить своё чадо в школу.
Если, конечно, получается его туда устроить. Председатель Ставропольской городской организации инвалидов «Вольница» Анна Ковалёва устроила дочь на занятия в специальную школу с большим трудом.
– Когда Зое исполнилось 7 лет, меня буквально затерзали! – признаётся Анна. – Всевозможные комиссии, вместо того чтобы помочь оформить ребёнка в школу, настаивали на переводе его в специальный интернат. Ко мне обращались несколько мам: их детей врачи тоже не пускали в школы, хотя ребята были подготовлены. Какие только пороги мы не обивали, чтобы детишек признали обучаемыми!
В Ставрополе коррекционная школа всего одна, а нужно таких, по словам родителей тяжелобольных детей, в несколько раз больше. Ведь посещают это заведение не только ребята из краевой столицы: едут и со всего Шпаковского района.
– Учителя, которые занимаются с такими детишками на дому, часто работают «для галочки», – продолжает изливать душу Анна. – Если ребёнок попадает в больницу, учитель предпочитает не восполнять пробелы, гонит программу дальше. Были жалобы на то, что педагоги приходят заниматься поздно, едва ли не тогда, когда дети спать ложатся. Некоторые вместо того чтобы объяснять материал, читают ученикам… сказки.
Увы, с высшим образованием для инвалидов ситуация ещё хуже. Недавно Алина ЛЕВИТСКАЯ, ректор Северо-Кавказского федерального университета, отметила, что юношей и девушек с ограниченными возможностями в её вузе очень мало. Когда исправят ситуацию? Ответа нет.