Сегодня не проходит и недели без ЧП, в которых страдают дети.
Жертвы педофилов, водителей-лихачей, врачей-«коновалов», коммунальщиков – множество маленьких жизней обрывается по самым нелепым причинам! Но скольких трагедий можно было бы избежать, если бы родители лучше смотрели за своими детьми, а не надеялись на пресловутое «авось»!
О том, можно ли воспитывать мам и пап, мы беседуем с педагогом-психологом учреждения «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям» Натальей Соловьевой.
Когда тебя понимают
- Наталья Николаевна, сегодняшние молодые мамы и папы – поколение, выросшее в 90-е, его справедливо называют потерянным. Вам не кажется, что немало малышей растут как трава по той простой причине, что их родители сами были обделены вниманием? Не потому ли у нас стало так много детских суицидов?
- Суициды – одна из важных проблем современности. Самоубийства активно обсуждаются в Интернете, о них часто пишут СМИ, причем нередко таким образом подогревают интерес подростков к этой теме. А ведь, подготавливая тот или иной материал в печать или в эфир, важно помнить, чтобы в нем помимо негатива содержался еще и позитив!
К тому же нужно информировать ребят о «телефонах доверия» для подростков, сообщать адреса психологических служб, куда они могли бы обратиться в отчаянной ситуации.
Почему у детей возникает желание свести счеты с жизнью? Причины могут быть самые разные, корень же проблемы, как правило, в том, что ребенок не находит в родителях и взрослых вообще любви и понимания. А это ведь самое главное – когда подросток может обсудить любой волнующий вопрос с мамой и папой, психологом или учителем, не боясь, что его отвергнут, разлюбят, не поймут или просто накажут…
– В стране – небывалый разгул педофилии. Не пора ли нам уже перенять западный опыт и не отпускать своих детей никуда одних? Да и вообще, с точки зрения возрастной психологии, не рано ли, скажем, первоклашке самому ездить в маршрутке в школу и обратно?
– Если ребенок к этому готов и родители оценили риски и безопасность, почему бы и нет? Есть дети, которые уже в 7 лет могут и в магазин сходить, и дорогу перейти, а встречаются ребята, которых и в 14 лет нужно везде сопровождать. Всё зависит от того, насколько подготовлен ребенок к самостоятельности, знает ли он, что нужно делать в неожиданной ситуации, как реагировать на незнакомых людей, к кому обращаться за помощью. Этому тоже нужно учить, а часто взрослые, к сожалению, подобными вопросами не заморачиваются…
Не бойтесь психологов
– Другая крайность – чрезмерная загруженность ребенка всевозможными занятиями. Родителям хочется, чтобы их дети лучше всех танцевали, знали несколько языков, стали олимпийскими чемпионами…
- Да, и такая проблема существует. Возникает желание спросить у них: «А вы поинтересовались, хочет ли ваш ребенок заниматься в этом кружке или секции?» Часто дети ходят туда без желания, и есть ли от этого польза?
Другая распространенная ошибка, которую делают родители, когда ребенок пришел из школы, – это понукания типа: «Садись делать уроки!» При этом мамы и папы часто забывают, что сами они после рабочего дня тоже валятся с ног, у них нет сил сразу заниматься домашними делами, едва переступив порог дома.
Для младшего школьника, особенно первоклассника, важным видом деятельности остается игра. И часто необходимо просто дать ему возможность поиграть, отдохнуть от школы, набраться сил, а не вести сразу, скажем, на курсы английского.
– Многие родители бьют тревогу: дети потеряли интерес ко всему, кроме компьютера, не хотят учиться. Можно ли вообще бороться с «виртуальной» зависимостью?
– Конечно, можно. Для начала важно понять, что стало ее причиной, какую потребность сын или дочь удовлетворяет, увлекаясь той или иной игрой. Например, если ребенок интересуется «стрелялками», то не исключена повышенная агрессивность. Можно попробовать справиться с ней, выплеснув ее во время спортивных тренировок. А можно и просто поколотить подушку.
Интерес к учебе может быть утрачен не только из-за «погружения» в компьютер. Важно выяснить, что стоит за этим: трудности с усвоением знаний, индивидуальные способности ребенка, сложные отношения с учителем, одноклассниками… А разобравшись в ситуации, можно попробовать всё исправить – поговорить с педагогом, сверстниками, поменять школу наконец.
– Создается ощущение, что задачи современной школы сводятся только к вколачиванию знаний и натаскиванию детей на ЕГЭ. Ушла в прошлое советская система образования с классными часами, политинформациями, пионерскими и комсомольскими инициативами. А «Наша новая школа» пока производит странное впечатление: вместо обещанных кружков и секций для детей проводят скучные факультативы...
– Должна ли школа выполнять воспитательные функции? Да, безусловно. Но многое закладывается и в семье. Если ребенок получает достаточно внимания и понимания от родителей, если он гармонично развивается, то, наверное, сам сможет с пользой организовать свое свободное время. Гораздо важнее, на мой взгляд, не воспитательный процесс ради воспитательного процесса, а искренний интерес, доверие и взаимоуважение между взрослыми и детьми, а также совместный семейный досуг и традиции.
– Много ли у вас случаев, когда за помощью обращаются ученики, которые испытали сильный стресс из-за ЕГЭ?
– По поводу единого госэкзамена к нам приходят не только школьники, но и учителя! В нашем центре даже есть специальное направление деятельности – психологическая поддержка в подготовке к ЕГЭ.
Всем рекомендую не стесняться и обращаться к психологам, а также читать специальную литературу. Например, книгу Эдда Лешан «Когда ребенок сводит вас с ума» или труд Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему».
Досье:
Наталья Соловьева родилась в Ставрополе в 1981г.
Окончила Ставропольский госуниверситет. Один из самых опытных сотрудников ГБУСО «Ставропольский центр социальной помощи семье и детям». В 2010 г. заняла 1-е место в краевом конкурсе «Лучший специалист по работе с семьей и несовершеннолетними» среди учреждений и служб соцобслуживания.
Кстати:
Всероссийский «телефон доверия» для детей и подростков (бесплатный). 8-800-2000-122.