С этого года в 25 гимназии города Ставрополя школьников учат строить роботов. Занятия проводятся не только для старшеклассников, но и для четвероклашек.
Оказывается, несколько лет назад, в рамках государственной программы в школы города были привезены коробки с роботами фирмы «fischertechnik» (фишертехник). Но не каждый учитель смог с ними работать. Поэтому долгое время роботы пылились на полках, а в большинстве школ и сейчас спрятаны в шкафы.
Корреспондент «АиФ – Северный Кавказ» побывал на одном из уроков, где четвертые классы 25 гимназии учились строить роботов и узнал как школьники осваивают это сложное ремесло.
Юные робототехники
После 7 урока уставшие дети приходят в класс, тихо садятся за стол и ждут учителя. На столах стоят уже собранные программируемые карусели. Их дети собирали на прошлом занятии.
Перед уроком ребята рассказывают о своих роботах, о планах на будущее. Обещают собрать андроидов и стать учеными. Конечно же, в группе больше мальчиков, но к своим девчонкам они относятся как к принцессам.
Для них это буквально сказка, ведь сложных роботов они видели только в мультиках.
- А через годик, вы мне такого робота соберете? – спрашиваю я у детей.
По классу проносится неуверенный гул – «не знаем…», «нуууу…».
- У меня – да! – уверенно выкрикивает один мальчишка. – Я буду дома его собирать!
- Мы постараемся, как лучше, вот вы придете и будет красиво… – неуверенно дополняет одна из девочек. – Если, конечно, стараться.
- Конечно, будем! – хором отвечает весь класс.
В класс заходит наставник юных робототехников – Докучаева Юлия Викторовна. Дети замолкают. Урок начинается с распределения по группам. Девчонки тут же во весь голос кричат: «Мы вместе!». Спустя несколько минут каждый находит себе пару. Сегодня сложная тема – ребята будут запускать свои карусели.
Но для этого придется выучить несколько правил. Что такое блок схема? Как давать команды своему роботу? А как он будет их исполнять?
Юлия Викторовна превращает все в увлекательную игру. Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы. И вот наступает радостный момент – можно садиться за компьютеры!
Под строгим контролем учителя дети пишут программу для своих каруселей, соединяют провода. И вот, карусель одного из учеников Саши начинает крутиться: «Ура! Работает!» – кричит мальчик.
Занятие подходит к концу, но детей не выгнать из кабинета. Когда дети все же покидают кабинет, Юлия Викторовна собирает весь конструктор, убирает коробки и выключает компьютеры.
Сложности программирования
«Понимание этих программ для них очень трудное, некоторые вещи еще нет смысла им пытаться объяснить», – рассказывает учитель.
И трудно сказать иначе, ведь алгоритмы явно не значатся в программе 4 класса.
Юлия Викторовна рассказывает, что подобные роботы должны быть во многих школах, но там ими просто некому заниматься. Большинство материалов по ним на немецком, что значительно усложняет обучение.
Дети с удовольствием бы приняли участие в конкурсах, но в настоящее время нет такой возможности. Провести можно только дружеские встречи, чтобы развить интерес детей.
Набор такого конструктора стоит в районе 20 – 30 тысяч рублей. Далеко не каждая семья может позволить себе купить такой набор. Но благодаря подобным кружкам у каждого ребенка есть возможность научиться собирать роботов.
Конечно же, хотелось бы, чтобы это направление развивалось как в 25 гимназии, так и по всему городу. Но для этого нужно не только финансирование подобных проектов, но и учителя, которым будет интересно заниматься роботами с детьми.