Изнасилование и убийство 9-летней жительницы Пятигорска Ани Прокопенко потрясло общественность. Обвинили в этом преступлении 40-летнего Владимира Амбарцумова, который за месяц до гибели девочки освободился из мест лишения свободы. Почему правоохранительные органы не уследили за уголовником и дали ему возможность совершить это зверство? Можно ли всю вину класть на плечи одного человека? Или же ответить должны все, кто позволил этому произойти?
Трудности воспитания
Говоря о коллективной вине, сразу возникает два вопроса: «где были родители?» и «что делала полиция?». Как рассказали корреспонденту «АиФ-СК» соседи и друзья семьи Прокопенко, Аня была младшим ребенком и гуляла до 9 часов вечера. На вопрос «почему так долго?» отец девочки, который работает в бригаде «скорой помощи» отвечал, что его дочь самостоятельная. Аня Прокопенко жила во вполне благополучной семье с мамой, папой и старшими братьями и сестрами. Некоторые соседи вспоминают, что ребенок был очень коммуникабельным. Это качество могло подтолкнуть девочку к общению с неизвестным мужчиной.
– Аня со всеми общалась, для нее все были добрыми людьми, – такая она была бесхитростная, никто никогда не видел от нее подвоха, ничего плохого, – рассказала соседка Валентина Рябкова корреспонденту «АиФ-СК». – Очень открытая была, такая доверчивая. Вот и думаешь теперь – может это нехорошо? – спрашивает женщина.
Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко считает, что за безопасность детей должны отвечать их родители.
– Родители должны помнить, что дети в этом возрасте (9-10 лет) очень доверчивы, порог опасности у них снижен. Не пугать, но регулярно беседовать и предупреждать о возможных опасностях, которые могут предостерегать детей на улице, дворах, лифте, доме, – сообщила детский омбудсмен агентству «Интерфакс-Юг».
Вопрос о воспитании, конечно, спорный. Ведь запугивать детей, чтобы они росли замкнутыми людьми – тоже не выход. Суть в другом – почему в Ставропольском крае так много случаев нападений на детей? Куда смотрит полиция?
Стоит вспомнить только прогремевший на всю страну случай, когда в больнице Буденновска (Ставропольский край) в апреле 2011 года была изнасилована 9-летняя пациентка. А ведь обвиняемый по этому делу – уголовник, который отсидел срок за изнасилование и, выйдя на свободу, растлил ребенка. А случай с изнасилованием и убийством ученицы 2 класса в Минводах в апреле 2011-го… Обвинили в этом преступлении Анатолия Гонтаренко, который ранее был судим за изнасилование 8-летней девочки и получил 12 лет лишения свободы, однако был досрочно освобожден. Совсем недавно, 21 июля в Минводах была изнасилована 7-летняя девочка. Подозреваемый в этом преступлении уже сидел срок за изнасилование несовершеннолетней.
Таких случаев можно приводить в пример действительно много. По данным на конец июля полиция Ставрополья разыскивает пятерых без вести пропавших детей. А тем временем по улицам края могут гулять педофилы и маньяки, оставленные правоохранительными органами без внимания.
Упустили педофила
Прокуратура региона проводит проверки должностных лиц, которые не уследили за предполагаемым убийцей Ани Прокопенко Владимиром Амбрацумовым. Так, стало известно, что незадолго до убийства девочки 7 июля в правоохранительные органы обращалась 18-летняя особа, которая рассказала, что была изнасилована тем самым Амбарцумовым. Однако уголовное дело возбуждено не было из-за того, что не обнаружилось доказательств. Как выяснилось, эта девушка сама пришла в гости к Амбарцумову и обкурилась с ним «спайса». Из-за наркотического опьянения она потеряла сознание, а когда проснулась, обнаружила, что мужчина насилует ее. Активного сопротивления девушка не оказала, так как, по ее словам «боялась испортить маникюр». Обследование у гинеколога показало, что никаких разрывов и следов насилия нет. Амбарцумов свою вину не признал и был отпущен следователем. Вопросы к следователю возникли лишь после раскрытия убийства Ани Прокопенко. Его хотели привлечь к уголовной ответственности по статье «халатность». Однако дело возбуждено не было. Проверка не доказала вины сотрудника правоохранительных органов в упущении опасного маньяка.
Следующим должностным лицом, которого проверяла прокуратура, стал участковый уполномоченный Сергей Путря. По данным ведомства, на учет Амбарцумов был поставлен только спустя несколько дней после освобождения из тюрьмы, успев совершить изнасилование 18-летней девушки. Однако, по сообщению правоохранительных органов, возбуждение дела по статье «халатность» в отношении участкового может быть незаконным и его не привлекут к ответственности. Пока дело находится на стадии проверки.
Пока мы судим одних маньяков, система продолжает давать сбои и плодить новых убийц, которые губят детей. Один из выходов – держать своих чад поближе к себе и разговаривать с ними каждый день о том, что нельзя доверять незнакомым людям.
Напомним, искать Аню Прокопенко начали 23 июля. Поиски длились двое суток. В них приняли участие порядка 700 человек, среди которых была полиция и волонтеры. Тело Ани нашли на горе Машук 25 июля. Экспертиза показала, что девочка перед смертью была изнасилована. Вскоре нашелся подозреваемый – 40-летний уголовник Владимир Амбарцумов. Его причастность к изнасилованию и убийству ребенка была доказана ДНК-экспертизой, видеозаписью с камер наружного наблюдения и детализацией телефонных разговоров обвиняемого.