По спирали
Марина Тимченко, «АиФ-СК»: 19 января 2010 года указом президента России был образован СКФО. Округ существует уже пять лет. Но споры о том, правильное это было решение или нет, продолжаются до сих пор...
Петр Акинин: Я считаю, всё правильно. Центр принятия решений – политических, экономических, финансовых приблизился к регионам. Для чиновников наших, которые привыкли отсиживаться в тишине и пользоваться своей периферийностью, это плохо, для дела – хорошо.
Повторился виток исторической спирали. Ставропольский край в разные периоды для Кавказа был центром – и политическим, и экономическим. Здесь открылась первая гимназия, первый театр, первая газета. Всё это уже было. Краю просто вернулась эта роль.
– Но в чём смысл? Кардинальных перемен не видно. У многих ставропольцев ощущение, что округ в своём развитии топчется на месте.
– Проблема в том, что мы о развитии СКФО судим по нашему краю. А этого делать нельзя. За два десятка лет на Ставрополье сменилось шесть губернаторов. Мы долго жили без руля и ветрил. А теперь хотим за пять лет кардинальных перемен.
Я очень много езжу по региону. Кабардино-Балкария утопает сегодня в садах. В Карачаево-Черкесии и в Чечне строят курорты мирового уровня…
Чтобы ждать всходы, надо что-то посеять. И всходы будут, в том числе и на Ставрополье.
По дороге к городу Изобильному – громадная стройка, создаётся с нуля автомобильный завод. Аналогичный уже работает в Черкесске. Ещё один построят в Гудермесе. Совместный российско-китайский проект. Первая свободная экономическая зона на территории трёх регионов. Мощный автомобильный кластер с осью Ставрополь-Черкесск-Гудермес.
– Что бы вы назвали главными достижениями последних пяти лет на Северном Кавказе?
Многие плюсы невидимые. К хорошему быстро привыкаешь. Дорожное строительство идёт, это артерии. Ставрополье – транзитный край. От Черкесска до Красной Поляны напрямую 49 км. Если эту дорогу построят, геополитический ландшафт изменится. Над этим сейчас работают.
Федеральный университет создали. Это тоже плюс, на мой взгляд. В СССР было 600 вузов. В России – 3000. В подвалах, на чердаках, где угодно. Федеральные, национальные вузы – каркас новой образовательной системы.
В Южном федеральном округе до создания СКФО было два полюса – Краснодар и Ростов. Ставрополь значительно уступал им по экономическим параметрам и был совсем не заметен.
С появлением Северо-Кавказского округа мы получили уникальные возможности, край стал третьей опорной точкой на юге России – внимание, финансы и т.д.
Снимите «Версаче»!
– Нет опасений, что на фоне кризиса многие проекты, о которых вы сейчас говорили, могут загнуться?
– Кризис в головах. В США в начале прошлого века экономическая ситуация похлеще была. Рузвельт жесточайшим образом действовал, в ручном режиме вытаскивал страну из великой депрессии. А мы всё играемся в демократию.
Сейчас в мире происходят тектонические сдвиги. Европа вырождается. Конец американской гегемонии ещё не наступил, но тенденция уже очевидна…
– Понятно, а что нам делать в этой ситуации?
– Нужно вернуться к истокам. Вы можете себе представить, чтобы Брежнев или Хрущев ездили бы на какой-то иномарке? Автомобили «Чайка» и ЗИЛ, костюмы фабрики «Большевичка», часы «Луч»…
А сейчас? Сейчас всё импортное. Даже скрепки. Ну, неужели мы даже скрепки сами не можем делать?! На днях зашёл в магазин – костюмы отечественные по 10 тыс. руб. Не «Версаче». Но хорошие. А зачем мне «Версаче» за 52 тыс. руб. покупать?
Нужна политическая воля. И всё у нас будет. Мы ракеты делаем, уникальное вооружение, а костюмы и скрепки не сможем?
У нас уникальная страна. Но мы её не знаем. Ни историю, ни географию. У нас Байкал, Камчатка, Волга, Красная Поляна… Зачем ехать за тридевять земель, когда всё под носом. Даже у нас в крае множество уникальных мест. Зачем нам Карловы Вары, когда есть Кисловодск?
– И здесь тоже нужна политическая воля. За незаконными стройками – известные всем персоны. Многие пользовались неразберихой на местах. Беспредел и сейчас творится. В крае нужна большая чистка. Проблемы очень долго накапливались, и никто не занимался кадрами.
Любая власть имеет свой генезис. На Ставрополье очень плохая генетика власти, и пока этот тренд не перебит. Когда во власть пришли Кузьмин и Уткин (лидеры ставропольских «справороссов», победившие в 2007 году на выборах в краевой парламент. – Ред.) – забрезжил рассвет. Молодые, энергичные. Не говорю, что белые и пушистые. Они могли бы многое сделать. Тогда у края был шанс. Но слишком много негативных факторов друг на друга наложилось, власть снова поменялась.
Уткина сейчас не случайно вернули. Он очень талантливый человек.
Смотрите на звёзды
– Экономическая ситуация изменилась. Кризис, инфляция, рост безработицы – много всяких неприятностей пророчат. На ваш взгляд, каким будет 2015-й год?
– Год будет таким, каким мы сами его сделаем. У каждого он будет свой.
У нас были и гораздо более тяжёлые времена. Люди старшего поколения хорошо помнят 90-е годы. Я тогда приехал в Ставрополь из Москвы. Хватался за всё подряд, не ждал, что мне дадут квартиру, работал. Как говорится, один в лужу смотрит – звёзды видит, другой – только лужу. У каждого свой взгляд.
Работай на даче, копай, крутись, подрабатывай, делай, что можешь. А вот метаться, бегать и скупать всё подряд, на годы вперёд – глупо. Надо успокоиться, не дергаться, не делать резких движений.
Кризис чем интересен? Происходит чистка. Неустойчивый хилый бизнес сейчас загнётся, а сильные компании станут ещё сильнее. Может, это социальный дарвинизм, но это так. Закончится халява с бюджетными деньгами. Воровства будет меньше. Подрежут инвестпроекты. Это как кровопускание, чтобы давление снять.
Для деятельных, активных людей кризис откроет новые возможности. Появятся новые политики, новые лидеры. Нет худа без добра…