За год действия эмбарго выросли цены не только на импортную, но и на отечественную продукцию. Жители края всё чаще отдают предпочтение простым дешёвым продуктам.
За счёт чего?
«Стоимость «продуктовой корзины» в крае 3,3 тыс. руб., – в остальных регионах юга – от 3,4 до 3,8 тыс. рублей», – говорит Ирина Видинева, зампредседателя комитета края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
Рост цен на востребованные продукты сдерживают сами производители и продавцы: не хотят окончательно обрушить спрос, который за год и без того снизился.
Как пояснила Ия Петрухина, замдиректора розничной торговой сети, на некоторые продукты сохраняют минимальные наценки. На популярное сливочное масло – 4,5%, белый хлеб – 5%, молоко, кефир и сметану местного производителя – 5%. Зато на замороженную рыбу и яблоки (тоже местные) наценка уже 16%. Сколько же накручивает продавец на остальные товары, чтобы окупить такие широкие жесты – неизвестно.
По словам Петрухиной, за год действия эмбарго сеть начала сотрудничать только с двумя новыми местными производителями. Ассортимент местных продуктов вырос на 10%. При этом, как ни странно, товарооборот почти не изменился, он держится в пределах 12-15%.
Тара за валюту
«За год на волне импортозамещения мы расширили линейку сыров с 5 до 15 наименований, – говорит Александр Вильготский, гендиректор перерабатывающего предприятия. – Молочной продукции производим на 13% больше, масла – на 14%, сыров – на 18%».
Предприятие пока держит цены на продукцию, что впереди – неизвестно. С июля на 10% подорожали энергоресурсы, осенью-зимой традиционно вырастет в цене молочное сырьё. Сам производитель по-прежнему зависит от импорта: в России нет качественных заквасок, нет аналогов некоторым видам упаковки.
В Астраханской области запустили фабрику тары и упаковки с брендом региона. На Ставрополье такую возможность пока только обсуждают.