Ее родина - Ставрополье. Но судьба распорядилась так, что пшеничный край остался сладким воспоминанием о детстве, а вся ее зрелая любовь отдана Осетии: работа, друзья, упоение творчеством, когда строчки сами, без усилий, вплетаются в стихи, потому что так устроена душа, и любимая единственная дочь Валерия, так и оставшаяся навсегда девочкой - отличницей в белом кружевном фартуке.
Дождь как импульс
"Я подхожу к такому рубежу,
Когда уж пыл девичий весь утрачен,
О людях по поступкам я сужу,
И долг давно последний мой оплачен".
За стихотворение "Рубежи" поэтессе Таисии Григорьевой вручили тульский самовар и диплом. Это ее награда за первое место в российском литературном конкурсе одного стихотворения, который недавно прошел в Туле. Назывался он несколько пафосно "Я памятник себе воздвиг". Что-что, а памятников себе Таисия Филипповна воздвигать не собирается. Стихи для нее - жизнь, воздух, спасательный круг в трудную минуту...
- У меня-то и письменного стола путевого нет, так что специально не усаживаюсь, - говорит автор, издавший уже третий сборник и задумывающий четвертый. - Все идет сверху, мне остается только записывать. Правлю редко: стих или удался или нет.
Должен быть какой-то импульс, может, совсем незначительный: особое состояние души, вызванное, к примеру, дождем.
- А вы не боитесь обнажать душу?
- Нет. Думаю, что меня поймут правильно. Можно подобрать красивые слова, но будут ли они находить отклик в сердцах читателя? Для меня поэзия - это радость, слезы, дрожь по телу, а не просто прилизанная картинка, написанная по всем правилам стихосложения.
Таисия Григорьева узнаваема и любима не только в Северной Осетии. Ее творчество нашло признание на российском уровне. В 2008 году она завоевала приз зрительских симпатий в конкурсе, объявленном газетой "Народы Кавказа". "Звездный час" пробил для нее в 2010 году. Она стала лауреатом одноименного конкурса, и ее стихи вошли в 14-й сборник "Всенародная поэзия России". Почетные призы достались автору из Владикавказа и в "Поэтическом братстве-2010".
"Мне вновь казалось - все уже сказала,
И никуда я больше не спешу.
Но улыбнулась муза с пьедестала, -
Опять я строки новые пишу..."
Недавно в Юношеской библиотеке Владикавказа прошел творческий вечер Таисии Григорьевой. Пришли друзья, собратья по перу, молодежь. Представляли на суд читателя третий сборник поэтессы "Вечная нить". Сборник уникальный: он содержит в себе не только такую женскую, до боли понятную поэзию Таисии Филипповны, но и стихи ее дочери Валерии, безвременно ушедшей три года назад.
"Ты явись хоть раз мне, девочка родная,
Ветерком тихонько постучи в окно.
Снова осень бродит в парке золотая,
У рябины гроздья - красное вино".
Ни тени фальши
Философская, гражданская, любовная лирика - и везде душа обнажена, ни тени фальши, лукавства. Поэзия - ее второе "я", хотя Григорьева, юрист по образованию, очень четко и грамотно умеет обозначить задачу, и витиеватость, туманность ей совсем ни к чему. Наверно, ее можно сравнить с Есениным по широте и простору русской речи, по безграничной любви к обеим родинам: ставропольским степям и горной Осетии. А в любовной лирике Таисии, думается, близка Марина Цветаева:
"Я руки твои родные
Менять не хочу на чужие,
И верность твою собачью
В душе навсегда запрячу.
Говорят, что живым - живое,
Только память моя кричит!
И имя твое родное
Болью в висках стучит..."
"Мне б отважиться жить, как все...". Эти строки из стихов Валерии, покинувшей этот мир в 28 лет. Такие, как она, остро чувствующие боль и несправедливость бытия, вряд ли смогут мирно сосуществовать с тем бездушием и безразличием, которые напрочь проникли в людские сердца. Откуда у девочки из хорошей семьи с хорошим гуманитарным образованием такая обнаженная рана, такой смелый уверенный творческий почерк? Она пишет, как дышит - это про Валерию.
"Я забуду забыть твой шаг,
Я забуду забыть твой вздох.
Моей плоти властитель - шах,
И души всепроститель - Бог.
Я забуду забыть свой грех,
Я забуду забыть свой крах.
Мне даровано право быть
Лишь в стихах".
Она навсегда осталась в стихах. Ее помнят читатели республиканского литературного журнала "Дарьял". Теперь, благодаря третьему сборнику, который Таисия Григорьева назвала "Вечная нить", подчеркнув неразрывную связь матери и дочери, и посвятила Валерии, ее будут читать и любить многие...