Так в недавнем прошлом преподаватель русского языка и литературы, а ныне пенсионерка Мария Писаренко называет... яйца. Из дерева и металла, хрусталя и фарфора, стекла и камня. Их за два десятка лет коллекционер собрала более 600 штук!
- Увлечение мое началось с комода матери, - рассказывает Мария Алексеевна. - После того как она ушла из жизни, я пересматривала ее вещи и обнаружила вот эту диковинку. Писаренко протягивает мне яйцо из зеленоватого смальтового стекла и продолжает:
- К маме оно перешло от деда. Видите, по бокам вы-гравировано: "Христос воскрес!" И имя - Феоктистий. Кто такой, теряюсь в догадках. И дата сохранилась - 1902 год. Неспроста предки хранили это произведение искусства. Ведь яйцо - символ всего живого, а коли так, то оно олицетворяет и саму жизнь. Да и сам мир.... Образно говоря, яйца - это своего рода глаза мира. Чистые глаза......
- Мне кажется, - продолжает Мария Алексеевна, - что мир воплощается именно в этом символе. Кстати, на Руси ему поклонялись. Вспомним, например, сказки о золотом яичке, о душе Кощея, упрятанной в яйцо...... Господь создал Солнце - тот же желток, и высь - тот же белок. И человека, лик которого, заметьте, овальный...... Оболочка яйца - это святость, которую боженька разбил, дабы явить нам своего Сына. Потому мы и Пасху празднуем, что из гроба, словно из скорлупы, вознесся Христос на небо.
Мария Алексеевна настолько убедительно говорит, что я и не пытаюсь возразить. Ведь ее философичность вокруг библейской тематики пропитана добром.
Плавно мы переходим к осмотру ее сокровищ. Писаренко бережно достает небольшое яйцо из прозрачного стекла. Она привезла его из Венеции, где мастер-стеклодув, узнав о хобби русской туристки, прямо у нее на глазах сотворил неповторимое чудо. Осторожно беру рукотворное яйцо в руки, поворачиваю к свету и моему взору вдруг открываются... цветы на лугу.
Писаренко тут же знакомит меня с другим шедевром, тоже из венецианского стекла, внутри которого крохотные пузырьки. Приглядываюсь пристальнее - да ведь это микроскопические яйца!
Кстати, Марии Алексеевне удалось приобрести триптих мастеров из Гусь-Хрустального, запечатлевших этапы человеческой жизни.
- Видите, какие радужные светлые краски, - улыбается мой добровольный гид, показывая первую часть триптиха. - Это наше беззаботное детство. Поворачиваем - и открываются розовые тона: отрочество. Очередной виток - и вот уже краски потемнели: юность. Иной взгляд на жизнь, иная философия.
- Странно, вообще-то, получается, - размышляет Мария Алексеевна, - мы рождаемся, чтобы войти в мир свободными людьми, но только вошли - стараемся приспособиться, думаем о том, как бы чего не вышло. А почему просто не жить? Живи! Дай себе свободу! Но мы сдерживаем себя во всем, а, стало быть, живем не так, как хотелось бы. Вот о чем думаешь, рассматривая этот триптих.
Для Писаренко коллекционирование - не забава, не погоня за количеством. Она не купит или не возьмет в подарок работу, смысл которой ей непонятен. Оттого в ее домашнем музее нет "непрочитанных" чудес.
- Фамилия Писаренко от украинского слова "писанка", что означает писать, в данном случае расписывать яйца, - смеется Мария Алексеевна.
Особое место в коллекции отведено пасхальным яйцам с изображениями Богоматери, Иисуса Христа. Они весьма похожи, независимо от национальности и страны проживания художника. Лики святых, полагает владелица этих произведений, во всем мире воспринимаются одинаково свято.
В доме Марии Писаренко можно увидеть произведения художников Никарагуа, Японии, Монако, Непала, Китая - всего более трех десятков стран представлены в ее коллекции!
Коллекционер впервые выставила свои сокровища на всеобщее обозрение в прошлом году, и ставропольцы были потрясены увиденным. В этом году накануне светлого праздника Пасхи Ставропольский государственный музей-заповедник во второй раз предложил Марии Алексеевне показать ее удивительную коллекцию, и та с радостью согласилась. По-моему, хозяйка счастлива, что ее уникальная коллекция приносит радость не только ей, но и окружающим.