...Он устало склонился над столом - очередная рукопись не будет опубликована.
Но они не сгорят - это он постановил сам. Власть Советов постановила иное - то травя, то игнорируя писателя, обречь его на полное забвение. Прав же оказался он, Мастер. О его произведениях писать и спорить будут до тех пор, пока человек не разучится читать.
Подлинный голос Мастера
- Булгаков сам говорил: "Я - писатель мистический". Это оправдано на все сто. И при том был человеком невероятного гражданского мужества - продолжал писать, будучи погребенным заживо, как творческая личность, - говорит автор пьесы о Михаиле Афанасьевиче московский писатель и драматург Николай Черкашин.
Он первым попытался представить нам Мастера не в литературоведческом, а в человеческом плане. И много лет работал с архивами, собирал свидетельства людей, знавших Булгакова лично.
- В пьесе Булгаков говорит своим языком - это те слова, мнения, сомнения и переживания, что оставлены им в письмах и дневниках. Это подлинный его голос, - подчеркивает Николай Черкашин.
Преданность булгаковскому творчеству - своего рода семейная традиция: супруга Николая Андреевича посвятила исследованиям всю свою жизнь. Собственно, и сама семья Черкашиных сложилась благодаря Булгакову: когда-то студентка Марина принесла будущему супругу купюры из "Мастера и Маргариты", удаленные советской цензурой. И сама остается его Маргаритой, даже после ухода из жизни...
- Я где-то прочитал, что имена Марина и Маргарита практически идентичны. Марина много знала о Булгакове, мы часто общались с его второй супругой Любовью Белозерской, все, что связано с его жизнью, творчеством было для нас крайне значимо, - говорит Черкашин.
В начале 80-х он переночевал в той самой "нехорошей квартире" на Большой Садовой, по московскому адресу Булгакова. И написал о той ночи рассказ, вошедший в книгу "Круг Булгакова". Ее презентация состоялась также в "Благодати". К слову, авторство пьесы и книги Черкашины делят поровну: в пьесе использованы документальные исследования Марины, к ее посмертной книге Николай сделал свои дополнения. И о том, как подаренная на память хозяевами булгаковской комнаты дверная ручка начала прошлого века перекочевала на дачу Черкашина в Подмосковье. И дача сгорела - по-булгаковски, 13-го числа...
- Еще одно мистическое совпадение - театр "Благодать", первым обратившийся к имени Колчака, первым поставил пьесы о Булгакове и Сикорском. Изобретатель и адмирал были знакомы, а Михаил Афанасьевич в свое время писал прошение в адрес Колчака, надеясь быть принятым в корабельные лекари. По состоянию здоровья не прошел... В "Благодати" они приняты - зрителем.