В конце августа на "Даче Шаляпина" в Кисловодске проводятся традиционные сезоны, носящие имя великого русского баса.
В этом году они собрали почитателей таланта Федора Ивановича в 19 раз. Самому же литературно-музыкальному музею, под сенью которого родились "Шаляпинские сезоны", в этом году - 20 лет. О том, как создавалось уникальное собрание и традиции, "АиФ-СК" рассказала основатель музея Лидия Бурдина.
Вместо комнаты - целый музей
Изначально городские власти планировали разместить здесь Дом творческих встреч. С оговоркой - одну комнату можно посвятить пребыванию Шаляпина в Кисловодске. Стараниями людей сделано было невозможное - на юге страны в смутное для нее время появился литературно-музыкальный музей, единственный в своем роде. В Министерстве культуры тогдашней РСФСР удивлялись: повсюду их закрывают, а вы открываете...
Началось все в середине 80-х - уникальную усадьбу пришлось восстанавливать заново. Специально приглашенные опытные реставраторы снимали с потолка слой за слоем, продираясь сквозь годы побелок - лепнину и цветные узоры удалось восстановить. Восстанавливали и великолепную печь, по всему городу разыскивали фрагменты кованого забора, нашли ворота и входную дверь, мебель и занавеси делали на заказ - по образцам начала века.
- Мы старались воссоздать колорит эпохи, - говорит Бурдина. - Искали помнивших Шаляпина людей, записывали их рассказы. И тщательно формировали фонды - открыть музей можно только на их основе.
За два с лишним года Лидии Николаевне и ее единомышленникам удалось собрать 600 (!) единиц хранения. В 1989 г. музей практически был создан, а торжественное его открытие состоялось в 1991-м.
С потомками певца Бурдина встречалась и общалась не раз. Федор Федорович поразил ее своим русским - такой правильной родной речи ей не доводилось прежде слышать. Марина Федоровна, совсем недавно ушедшая из жизни, удивляла своим оптимизмом, жизненной энергией. Она помнила то лето смутного 17-го, проведенное в Кисловодске. В доме купца Ушакова, где позже жили Обрезовы (они-то и сдавали дачу Шаляпину) дочери остались с гувернанткой и кухаркой.
"Как-то пришли хмурые люди в черных тужурках, - рассказывала Марина Федоровна, - и увели хозяев дачи. За ними бросился их маленький пес. От жалости к этим двум старикам и безысходности я, будучи девочкой неробкого десятка, укусила за руку человека в черной тужурке. Он отшвырнул меня, как того щенка. Так они и ушли - страшные люди и безобидная пара. с бежавшей за ними преданной собачкой...".
Как собиралась музейная коллекция - отдельная история. Столообразное пианино передала пятигорчанка Мария Мигачева-Осипова. К ней Бурдина приехала по объявлению - посмотреть инструмент. Как оказалось, пожилая женщина в свое время училась в гимназии у Аркадия Бурдина, деда Лидии Николаевны. А самым первым экспонатом стало распятие для домашней молельни, его подарил музею священник отец Сергий (Лиманов).
Экскурсия на "скорой"
Лидия Николаевна стремилась сделать все так, как было в то время, словно Шаляпин сам мог войти и проверить. Так и случилось, дача приняла его потомков - внучку Ирину, дочь Бориса Федоровича Шаляпина, великолепного художника и его вторую жену - Хельчу.
"По Кисловодску дорогих гостей возили на "скорой помощи" - как иначе я могла показать им Курортный парк, въезд транспорту был запрещен, а на этой машине - можно, - говорит Лидия Николаевна. - Внучка Ирина делилась своими воспоминаниями - она забиралась под стол, побаивалась, когда дед брал ее на руки и начинал подбрасывать - высота-то нешуточная была. Бабушка шутливо сокрушалась - дед твой на весь мир известен, а ты от него прячешься". Были гостьи в замке Коварства и Любви, пробовали горячие лаваши, мастерством и кулинарным талантом поразил их местный пекарь - грузин Сосо. На "Даче Шаляпина" их восхитила преданность людей, создавших такое удивительное место. Для музейщиков самым дорогим подарком стали их отзывы: "Пусть у вас еще не так много экспонатов, но дух Шаляпина здесь царит, атмосферу вам удалось воссоздать". Спустя время после отъезда Ирины и Хельчи в музей доставили портрет Шаляпина, написанный его сыном Борисом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть