В Пятигорском краеведческом музее открылась единственная в России экспозиция, объединившая материалы о фронтовиках - основателях и сотрудниках музеев.
«Я знал фронтовиков, которые работали в музеях, - говорит соавтор проекта Юрий Обухов, директор краеведческого музея села Прасковея. - Многие не считали нужным и важным воздвигать себе памятник. У них были другие цели и задачи. Они сохраняли память о кровопролитной войне, о друзьях-однополчанах. Собирали историю родных мест и уникальные предметы - основы музейных коллекций».
«Время забирает ветеранов, их всё меньше. Наша задача сегодня – найти как можно больше информации об этих людях. И рассказать о них - беззаветно преданных Родине. Проливавших за неё кровь, писавших и хранивших её историю, - говорит соавтор проекта Сергей Савенко, кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея. – Мы объездили десятки музеев края, отклик - огромное желание рассказать о своих основателях и сотрудниках, в проекте уже принимают участие 25 музеев Ставрополья. И это не только дань памяти, это обращение к современникам, к будущим поколениям».
Когда-то выжившие на полях сражений задумались о том, чтобы их дети и внуки дорожили миром и своей Родиной. И создавали музеи. Для нас. Чтобы помнили.
Учитель музейного дела
«Откройте любой персональный фонд наших земляков-героев войны. В каждом – подготовленная Алексеем Андреевичем Синклинером записка – шрифт его машинки узнаём без подписи. И стиль – чётко, основательно, последовательно, - делится директор музея истории Изобильненского района Ирина Смирнова. – Считаем его своим учителем, для него важно было сохранить историческую справедливость, объективно фиксируя события и факты».
Синклинер был журналистом, часто публиковался в местных газетах, в изданиях других регионов, в Военно-историческом журнале. Его статей ждали, ему верили. Войну он прошёл военным переводчиком, русский язык любил, был образцом грамотности. Руководил краеведческим кружком, вместе со своими воспитанниками собирал экспонаты будущего музея. А основой собрания стала коллекция оружия другого героя-фронтовика – Андрея Поликарповича Склярова.
Икона из Гофицкого
Кадровый офицер, лётчик Юрий Иванович Бельгаров ушёл в отставку в 1953-м и приехал в село Гофицкое, где жила мама. Служил с 1940-го, прошёл всю войну, после – Сахалин, Камчатка, Чукотка. «О войне рассказывать не любил, говорил только: жестоко и жутко там, – вспоминает сын героя Владимир. – Горел в самолёте, падал, прыгал с парашютом – испытал страшное. Написал воспоминания – о жизни и службе. Они хранятся в музее села Гофицкого, который он и создал. Сначала своими руками оформил комнату Боевой славы, где собрал всё о земляках-фронтовиках. А позже появился музей, куда стекалась информация об истории села, основанного в 1784 году выходцами из Воронежской, Тамбовской, Курской губерний и с Дона. Один из первых экспонатов – икона из разрушенного в 1934-м сельского храма».
Рукописи не горят
Галина Бондаренко, дочь Ильи Макаровича Солодилова, вспоминает:
- Многие сомневались, что папе удастся создать музей. Признаюсь, мы с мамой тоже. Разве одному человеку такое под силу? Он упорно шёл к цели – в районе нет исторической памяти, так быть не должно – надо знать свои истоки. Просил у мамы денежку, нанимал ослика и с другого конца села вёз дряхлую швейную машинку. Собирали всё в одном домике, здания своего не было. А сегодня музей в Светлограде носит имя отца.
Илья Солодилов был политруком, попал в плен, уже в Германии издавал рукописный литературный альманах красноармейцев. Вот он, в руках у дочери – сохранился за 70 с лишним лет. «Он и после войны много писал – статьи, очерки, книги. Отца реабилитировали, восстановили в партии, но он всегда глубоко переживал, что был в плену. Но это тоже часть истории Великой Отечественной. Низкий поклон тем, кто воплотил этот музейный проект – за память о фронтовиках-музейщиках, о хранителях истории. Будут книги, газеты, но без музеев не будет истории, не будет памяти».