В течение недели на одном из центральных каналов ТВ шел многосерийный фильм "Печорин". На Кавминводах его смотрели с особенным интересом, ведь большая часть картины снималась здесь. Съемки длились несколько недель осенью 2005 года. Кинематографисты работали над "Печориным" именно в тех местах, которые Лермонтов описал в своем романе. Помогала природа, консультации местных лермонтоведов, предметы быта из коллекции музея поэта.
Лорнет для "Героя"
Главный хранитель Государственного музея-заповедника "Домик Лермонтова" Николай Маркелов рассказал, что основная часть картины снималась на территории заповедника. Тем, кто бывал здесь, в фильме многое будет знакомо. В фильме активно задействованы и музейные предметы мебели, посуды, вещи дворянского обихода. По словам Николая Васильевича, в фильме Печорин пользуется лорнетом, что вполне соответствует тексту романа, - наводит стеклышко на московскую княжну, чем Мэри крайне возмущена. Лорнет в руках героя - из хранилища музея. "Мы доверили такую хрупкую старинную вещь Игорю Петренко, - рассказывает хранитель Маркелов. - И не только эту. И, надо отметить, ни один экспонат не пострадал. А их было немало. И когда видишь их на экране, приятно узнавать эти свидетельства лермонтовской эпохи". Кстати, некоторые сотрудники музея не только консультировали кинематографистов, что достоверно в историческом плане, а чего быть не может, но и попробовали себя в качестве актеров. Научный сотрудник Диана Сергеева сыграла небольшую эпизодиче-скую роль в сцене покупки ковра. А какие ковры могли быть в магазине того времени, тоже подсказывали музейщики. И к их мнению прислушивались. Николай Маркелов вспоминает, что особенно тесно сотрудники музея сотрудничали с художником-постановщиком фильма Эдуардом Галкиным. Талантливый киномастер использовал в картине и новый реквизит собственного изготовления: картину, написанную с натуры в ходе съемок. В фильме есть эпизод, в котором участвует и сам Лермонтов: идут рядом Мери и Печорин, а в сторонке стоит человек в мундире, похожий на Лермонтова, и пишет пейзаж с видом Пятигорска. Такая картина у Лермонтова действительно есть. Однако сюжет на "киношном" полотне иной - он лишь отдаленно напоминает реальный лермонтовский. Это вид съемочной площадки, где разворачивалось действие фильма. Пейзаж преподнесли в дар главному хранителю "Домика Лермонтова". На обратной стороне картины расписались участники съемочной группы, в том числе режиссер и Печорин-Петренко.
Купаться, право, не грешно...
Но есть в фильме и явное противоречие традициям того времени. Как считает Николай Маркелов, не мог Печорин случайно, даже сам того не желая, подсмотреть сцену купания дам в источнике: "В истории этого не было и быть не могло! На водах существовало жесткое расписание приема целебных ванн. Порядок купания - когда дамы, а когда - кавалеры - не нарушался".
Однако самое главное, как говорят музейщики, что обратились к творчеству поэта. К тому же режиссер фильма Александр Котт впервые осуществил постановку в полном объеме. А о том, что нет точного соответствия сюжету, режиссер предупредил: фильм снят по мотивам романа, значит, предполагаются отступления от оригинала. Любой художник имеет на это право. Зато интерес к роману и творчеству Лермонтова, вызванный в свое время съемками (молодежь стекалась посмотреть на любимых актеров - Игоря Петренко, Ирину Алферову, Авангарда Леонтьева), возобновился.