В кабинете директора Ставропольского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Екатерины Тютиной на самом видном месте - искусно вышитые собственными руками картины младенцев.
Посмотришь на эти маленькие шедевры, пройдешься по центру, который стал вторым домом для детей-инвалидов и их родителей, - и к психотерапевту можно не обращаться. В этом учреждении врачуются не только тела, но и души.
Целительство - в роду
В этом году исполнится пять лет, как Тютина возглавила реабилитационный центр. Когда ей предложили эту должность, раздумывала недолго - было интересно попробовать себя в работе с такими ребятишками.
- Это семейное, - говорит Екатерина Алексеевна. - Мои предки все были врачевателями: священниками, медиками, психологами.
О своем родословном древе она может рассказывать часами. Мама Лидия Кремнева оставила в наследство бесценное богатство - собранную по крупицам историю рода, начиная с 1623 года. Корни у Екатерины Алексеевны болгарские - ее далекие предки, священники Кирилл и Виктор Кирановы, в Болгарии причислены к лику святых.
Прадед Георгий Влайков был профессором Киевской медакадемии. Прабабушка Мария Васильевна организовала первые в столице Украины педагогические курсы.
Папа, прошедший всю Великую Отечественную, на свою беду, попал в первые дни войны в окружение, за что впоследствии был наказан сталинскими лагерями. Репрессирована была и мама. Лишения их не сломили, не озлобили.
- Мои родители давно ушли из жизни, но я до сих пор мысленно советуюсь с ними, - говорит Екатерина Алексеевна. - Их девиз: "Что ты спрятал - то пропало, что отдал - то твое" - стал и моим.
Ни малейшего пафоса нет в этих словах, потому что поступки этой сильной женщины говорят сами за себя. Она не любит рассказывать о том, как поставила на ноги мужа-инвалида, но факт остается фактом. Кадровый офицер-"афганец" Николай Тютин дважды получал на войне тяжелейшие черепно-мозговые травмы. Что такое выхаживать человека с такими увечьями - лучше, наверное, никогда не узнать.
- Ну, я же по гороскопу Тигр и Скорпион, - шутит Екатерина Алексеевна. - Отступать не люблю.
Ее две дочки - Ксюша и Лида - никогда не доставляли маме никаких проблем. А Екатерине Алексеевне очень хотелось еще и сыновей. Но мальчики-близнецы родились мертвыми...
Мама нашлась
В 2000-м, когда умер ее папа, и на душе было черным-черно, Тютиной попался на жизненном пути озорник Алешка - сирота и тезка отца. Работала тогда Екатерина Алексеевна в детском противотуберкулезном санатории. Туда и привезли из детдома 10-летнего мальчика.
Ребенок из неблагополучной семьи очень переживал, когда пропала его мать.
- Один раз Алеша говорит: "Мне приснилось, что мама нашлась", - вспоминает Екатерина Алексеевна. - А я, неожиданно для себя, вдруг сказала: "А хочешь, я буду твоей мамой?"
20-летний Алексей сейчас учится в Казанском военно-артиллерийском училище. Ксения, получившая профессию переводчика, работает в Китае. Лидия трудится дизайнером.
Своих детей Екатерина Алексеевна вырастила достойными людьми. Теперь ее каждодневная задача - помощь ребятам, многие из которых страдают ДЦП. В прошлом году через ее учреждение прошло рекордное количество маленьких посетителей - 542.
Больше, чем центр
Реабилитационный центр давно уже превратился для них в этакий клуб, где не просто делают массажи, организуют занятия на тренажерах и прививают навыки. Здесь бурлит интересная, насыщенная событиями жизнь: работают кружки и студии, организуются выставки и утренники, и стерта грань между детьми, не имеющими проблем со здоровьем, и страдающими недугами. Потому что все они одинаково желанные гости.
Но важно при этом, полагает директор, чтобы дети-инвалиды и их родители не впитали в себя потребительское отношение, которое часто присуще людям с ограниченными возможностями в развитых странах.
- Я ставлю задачу не просто реабилитировать ребят, а научить их родителей жить с такими детьми, самостоятельно помогать им, принимать ситуацию такой, какая она есть.
Центр, возглавляемый Екатериной Тютиной, активно развивается. Сейчас здесь начинается серьезная работа по внедрению раннего вмешательства при реабилитации детей, серьезно пострадавших при родах, - малышей, которым нет еще и трех лет.
- Моя мечта - большой реабилитационный центр, в котором было бы очень мало воспитанников. Как в Германии, где на 8 ребят приходятся 40 специалистов, - говорит Екатерина Алексеевна.