У жителя Ставрополя, военнослужащего и журналиста Петра Илюшкина, накопился огромный долг перед управляющей компанией - 25 тысяч рублей. Дело не в нерадивости служивого - он очень аккуратно платит и за свет, и за газ, и за воду. А вот "за воздух" платить не желает...
Что прячут ЖЭКи?
- Единственная услуга, которую нам оказывает управляющая компания, - это покос травы, - говорит Петр. - Неужели она стоит около тысячи рублей в месяц? Добиться актов выполненных работ, за которые требуют деньги, я не могу. Знаю только, что под строчкой "содержание дома" "скрывается" с десяток фирм, которые занимаются непонятно чем. Скажем, печники. Но откуда печи в современной 10-этажке?
Впрочем, главная причина, по которой Петр не хочет относить свои кровные в ЖЭК, другая. Он проживает по договору найма в доме для военнослужащих, и оплачивать за содержание дома в этом случае обязана воинская часть, к которой он прикреплен.
- Однако в управляющей компании мне сказали так: мы возьмем деньги с вас, а вы уж там сами со своей частью разбирайтесь...
Долго судилась в Октябрьском райсуде Ставрополя с другим ЖЭКом жительница столицы края Мария Леонидовна. В ее старом доме жильцы давно занимаются домом сами: делают ремонт крыши, красят, белят и т.д. Из трех способов управления, предложенных в 2005-м году новым Жилищным кодексом РФ (управляющие компании, товарищества собственников жилья или непосредственное управление жильцами), в этой 3-этажке остановились на последнем варианте как на самом прозрачном и эффективном.
Однако Марии Леонидовне долгое время настырно присылали квитанции на оплату за содержание дома.
- Когда я стала выяснять, какие конкретно услуги мне оказала управляющая компания, предоставили целый перечень, - рассказывает Мария Леонидовна. - Якобы и крыс мне травили, и печку топили, и ремонт делали. Ничего этого и в помине не было! Акты выполненных работ были сфальсифицированы.
Уставшая от бесконечных тяжб женщина, которая одна ухаживает за сыном-инвалидом, в итоге сдалась - подписала мировое соглашение с ЖЭКом, согласно которому обязуется выплатить управляющей компании 5 тысяч рублей...
В чьих "сетях" лучше?
С тех пор как в марте 2005-го вышел Жилищный кодекс РФ, к жильцам многоквартирных домов время от времени стали наведываться "посланцы" из коммунальных структур и заманивать "в сети" управляющих компаний. Однако народ не очень охотно спешит "под крыло" различных ЖЭКов.
- Сегодня в крае только 52,2% жильцов многоквартирных домов определились со способами управления, - говорит Александр СКОРНЯКОВ, председатель Комитета Ставрополья по ЖКХ.- Самый популярный способ - непосредственное управление домами, его выбрали 37,7 % жильцов, чуть больше 12% остановили свой выбор на управляющих компаниях. И только 2,33 % организовали ТСЖ, строительные кооперативы и другие формы собственности.
Отчего буксует реформирование и как заставить жильцов все-таки выбрать способы управления? Этот вопрос затруднителен даже для представителей Фонда содействия реформированию ЖКХ, созданного специально для того, чтобы вытянуть "коммуналку" страны из трясины. Весной представители этой структуры приезжали на Ставрополье, но подсказать "рецепт" не смогли.
Чиновники неактивность жильцов объясняют нежеланием брать ответственность за изношенный жилищный фонд, требующий зачастую капитального ремонта. Кому же интересно оплачивать починку дырявых крыш или прохудившихся труб? "Палочкой-выручалочкой" стало решение о выделении из Фонда содействия реформированию ЖКХ средств на капитальный ремонт. Схема проста: хотите ремонт - собирайте общее собрание жильцов, выбирайте способ управления домом и подавайте заявку.
Программа заработала, но, увы, вновь всё испортил пресловутый человеческий фактор. На недавнем совещании в краевом правительстве, к примеру, остро ставился вопрос о "застрявших" на счетах управляющих компаний, ТСЖ и прочих собственников домов 400 млн. рублей. Поскольку, как уже сказано выше, процент ТСЖ в крае невелик, логично предположить, что деньги прокручивают управляющие компании. И это еще один повод для того, чтобы задуматься над тем, а стоит ли связываться с ЖЭКами.