"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума", - говорил профессор Н. Жуковский. Развитие авиации в конце XIX и начале XX веков полностью подтвердило утверждение гениального ученого.
9 февраля 2008 года гражданской авиации России исполняется 85 лет. Исторически сложилось, что в России, с одной стороны, огромная протяженность территории и удаленность многих районов от экономических и политических центров, с другой - слабая развитость дорожной сети. Эти обстоятельства обусловили ведущую роль воздушного транспорта. Авиация относится к тем отраслям, от которых зависит экономическое процветание государства.
В условиях жестокой конкуренции с зарубежными компаниями, несмотря на развал авиационной промышленности и административную реформу, спущенную сверху, гражданская авиация ежегодно наращивает авиаперевозки в России на 8-10%. Тем не менее российская авиация сталкивается с проблемами, которые резко тормозят ее развитие.
Россия, к великому сожалению, сегодня единственная страна в мире, которая не имеет единого полномочного органа государственного регулирования гражданской авиации. Действующая у нас система государственного регулирования отрасли привела к размыванию требовательности и ответственности за безопасность полетов и подготовку кадров. Сегодня отрасль регулируют несколько государственных органов: Минтранс, Росавиация, Ространснадзор, Федеральная аэронавигационная служба. Ни в одном положении указанных структур не прописана их комплексная ответственность за безопасность полетов, за поддержание летной годности воздушных судов, за общую летно-методическую работу.
Кроме того, в конце XX и в начале XXI веков кадры существующих сейчас авиационных фирм пополнялись авиационными специалистами за счет избытка гражданских и военных профессионалов, который образовывался путем сокращения персонала государственных авиакомпаний и Вооруженных сил и обвального падения объемов авиаперевозок в 90-е годы. Этот период также характеризовался нежеланием выпускников авиационных вузов продолжать карьеру в авиации, что в результате привело к тому, что средний возраст гражданских авиаторов стал равен 45-50 годам.
Сегодня гражданская авиация России остается видом транспорта с самой низкой аварийностью. Принятая в гражданской авиации России система эксплуатации воздушных судов, в целях повышения технической безопасности, была перенята автомобильной службой Президента РФ. Разрабатываются самолеты, не имеющие аналогов в мире. Самолет SuperJet 100, разработанный российской компанией, признан лучшим пассажирским самолетом в своем классе воздушных судов в 2007 году.
А проблемы успешно решаются современными авиаторами - их труд порою можно приравнять к подвигу, а действия в трудных ситуациях - к героизму.
Пусть количество ваших взлетов будет равно количеству посадок!
С днем рождения, гражданская авиация!