Жестокое убийство двух русских студентов, случившееся несколько дней назад, всколыхнуло весь Ставрополь. Тела Павла Чадина и Дмитрия Блахина с многочисленными ножевыми ранениями были найдены в ночь со 2 на 3 июня в самом центре города - на пересечении улиц Мира и Ломоносова, рядом со зданием медакадемии.
ГУВД Ставропольского края сразу же распространило информацию о том, что никакой национальной подоплеки у этого убийства нет, и основным мотивом правоохранители считают попытку завладеть сотовыми телефонами. Но многие связали это убийство со смертью Гелани Атаева, чеченского студента, скончавшегося от полученных травм после массовой драки, которая произошла 24 мая в Северо-Западном районе Ставрополя.
Тех, кто не поверил в официальную версию убийства, оказалось довольно много, и уже утром 3 июня торжественное мероприятие, посвященное 230-летию со дня рождения генерала Ермолова, переросло в стихийный митинг. Лозунги, звучавшие на нем, особой толерантностью не отличались. Все говорило о том, что дело стало принимать серьезный оборот. В отсутствии полной и достоверной информации в молодежной среде стали стремительно распространяться националистические настроения, и вечером над городом стали сгущаться тучи, причем как в прямом, так и в переносном смысле.
Для предотвращения массовых беспорядков был введен особый режим контроля на въездах в город, усилено патрулирование улиц нарядами милиции и ОМОНа, с наступлением темноты закрылись кафе и рестораны. Впрочем, полностью избежать беспорядков не удалось.
В разных районах города стихийно возникали драки, на которые органы правопорядка, стоит отметить, реагировали достаточно оперативно.
Но 4 июня ни одна из официальных структур не взяла на себя ответственность комментировать события неспокойной ночи. Соответственно, никак не отреагировали на это и СМИ. Как будто не было никаких усиленных мер безопасности, ночных столкновений. Собственно, этот заговор молчания и породил массу слухов, которые, обрастая новыми подробностями, весь день сводили с ума жителей города. Люди, как это бывает в подобных случаях, напуганные неизвестностью и не понимающие что происходит, хватались за любую информацию и тут же старались поделиться ею со своими близкими. Особенной популярностью стали пользоваться Интернет-форумы, где в красках описывались кровавые подробности не имеющих отношения к реальности событий.
Вероятно, запрет на какую-либо официальную информацию был продиктован желанием властей не накалять обстановку. Правда, человече-ской цивилизации известен единственный эффективный способ не перегревать общественные настроения и не давать распространяться слухам - это информационная открытость. А власть пошла по привычному и самому простому пути. В результате - народ напуган, а ксенофобские и националистические настроения приближаются к своему пику.
Вечером 4 июня в аппарате главного федерального инспектора по Ставропольскому краю состоялось расширенное заседание руководителей национальных диаспор, общественных движений и организаций, в числе которых присутствовали председатель Союза Славянских общественных организаций Ставрополья Владимир Нестеров, атаман ставропольского округа Терского казачьего войска Михаил Серков, полномочный представитель республики Дагестан в Ставропольском крае Абдула Омаров, председатель общественной организации "Краевое чечено-ингушское общество "Нийсо" Рамзан Дадаханов.
В своем обращении они призвали "объединить усилия и не дать преступникам, провокаторам втянуть нас на тропу войны. Сохранять спокойствие, выдержку, помочь всем нам разобраться в обстановке, содействовать правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка".
Впрочем, в этом обращении есть еще один момент, требующий особого внимания. С одной стороны, в нем признается, что одна из причин возникшей ситуации: "наше попустительство, равнодушие, нежелание вовремя реагировать на происходящее вокруг нас". С другой стороны, нам пытаются представить все происходящее в полном соответствии с установившейся политической модой: "Налицо просматривается профессиональная рука, которая сделала немало черных дел в Югославии, на Украине, Грузии, Киргизии". Похоже, кто-то, как в старые добрые советские времена, очень хочет часть своей ответственности за потерю контроля над ситуацией переложить на "проклятых империалистов".
В ночь на 5 июня в городе было очень спокойно. Даже чересчур спокойно. Наверное, со времен второй мировой улицы ночного города не были столь безлюдны. И причина этому - не какие-то абстрактные соображения безопасности и сознательность, а элементарный страх на грани паники. Не хотелось бы ассоциировать эту ночь с затишьем перед бурей, но именно на 5 июня - день похорон погибших ребят - назначен так называемый народный сход на площади Ленина. В город стягиваются дополнительные силы милиции и ОМОНа.
P.S. На момент сдачи номера в печать народный сход еще не начался.