408

«Взрослым тоже нужны чудеса». Драматург о вере зрителя в сказку

Спектакли по сценариям мэтра всегда идут с аншлагами.
Спектакли по сценариям мэтра всегда идут с аншлагами. © / Михаил Новаков / Из личного архива

Каждый год актёр, драматург Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю.Лермонтова, заслуженный артист РСФСР Михаил Новаков пишет новые новогодние пьесы-сказки, которые ставят в Ставрополе, Бресте, Туле, Саратове, Комсомольске-на-Амуре и других городах страны. И так уже восемь лет. О том, как театр может сегодня заинтересовать современных детей, мэтр рассказал «АиФ-СК».

«Проверил» на внучке

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Принято считать, что создавать произведения для детей гораздо сложнее, нежели для взрослых…

Михаил Новаков: Как вам сказать… Одновременно и сложнее, и проще. Когда пишешь для маленьких зрителей, главное - чётко определиться с темой и идеей произведения. Нужно учитывать особенности детского возраста. Новогодний спектакль для детей немыслим без волшебства и превращений! А поскольку на него приходит детвора самых разных возрастов, сюжет должен быть захватывающий.

Такой, чтобы и взрослые не могли оторваться. Ведь им не меньше, чем детям, хочется верить в чудеса. Недаром много лет назад, когда я служил в другом театре, мы каждый год вечером 31 декабря показывали сказку для взрослых. В зале был аншлаг!

Но, конечно, развлекая, мы обязаны детей и воспитывать. Положительные и отрицательные герои в такой пьесе – это непременное условие. Они должны быть яркими, запоминающимися.

И добро непременно должно побеждать зло! Всегда хочется к Новому году порадовать детей какой-то свежей  и необычной историей. Поэтому каждый год я пишу новую.  

– Какая вам особенно дорога?

– Все! Они ведь для меня – как дети… Кстати, свои первые сказочные истории я «проверял» на своей любимой внучке Сашеньке. Она была самой благодарной моей слушательницей и вдохновительницей всех моих последующих сказок.

К каждому Новому году Новаков пишет новую пьесу. Фото из личного архива Михаила Новакова.

– В детском кино сейчас царит постмодернизм. Любимые сказки осовременены, в них -  смешение времён и стилей. Неужели классические постановки дети уже не воспринимают?

Досье
Михаил Новаков. Родился в Свердловской области. Окончил Свердловское театральное училище. Награждён различными правительственными наградами. Заслуженный артист РСФСР. Полвека служит в театре, сыграл более 130 ролей, как режиссёр поставил 30 спектаклей на профессиональной сцене, автор четырёх пьес для взрослых и восьми – для детей.

– Я так не думаю. Вот, например, в Ставропольском академическом театре драмы им. Лермонтова много лет подряд идёт классический спектакль «Русалочка». В нём играет уже не первое поколение актёров. И современные дети, как  их родители когда-то, с удовольствием его смотрят. Всё ведь зависит от профессионализма тех, кто спектакль создаёт. Иначе можно опуститься  до примитивного  уровня. Я и сам люблю «поэкспериментировать» с классическими персонажами. Есть, например, у меня новогодняя детская пьеса «Спящий красавец». А в прошлом году был спектакль про Красную Шапочку, в котором бабушку искали и Волк, и Колобок…    

– Вы согласны, что кино для детей в нашей стране сегодня – в глубоком кризисе?

– Увы, режиссёров уровня Ролана Быкова и Александра Роу нет. Поэтому те немногочисленные отечественные фильмы для ребят, которые выходят на наши экраны, - подчас лишь жалкое подражание американской кинопродукции. Исключение, пожалуй, – только мультфильмы киностудии «Мельница».

Да и снимать кино для детей – очень дорого.

– Своего взрослого зрителя вы «выращиваете», привлекая с ранних лет отличными детскими постановками?

– Так и есть. Важно, чтобы в репертуаре были спектакли и для совсем маленьких, и для школьников, и для юношества. На них и подрастает тот самый зритель, который  потом с удовольствием ходит на  наши взрослые постановки, а после приводит и своих детей на наши сказки.     

Где смена?

– Сегодня в России множество молодёжных театров. Могут ли их актеры прийти на смену представителям «старой школы»?

Кстати
23 декабря – премьера спектакля по новой пьесе Михаила Новакова – «Новогодний переполох в Тридевятом царстве».

– Я и сам – руководитель студенческого театра «Грани» в Ставропольском педагогическом институте. Но как бы талантливы ни были играющие в студии юноши и девушки, это самодеятельное творчество. Наиболее способным из них рекомендую поступать в театральные учебные заведения и по-настоящему овладеть актёрской профессией. К таким школьным, студенческим и другим театральным самодеятельным коллективам я отношусь с  уважением, ведь это пропаганда театрального искусства. В конечном итоге, всё это прививает любовь к профессиональному театру, привлекая зрителей в зал.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах