Театр кукол любят дети потому, что он по-своему прекрасно и таинственно раскрывает перед ними жизнь. Его любят и взрослые - ведь он возвращает их в детство.
Дети Чечни - это будущее республики. Как воспитать их так, чтобы Чечня одухотворилась, забыв все ужасы постигшей чеченский народ войны? Что дать им в первую очередь, дабы привить им любовь к книгам, любовь к познавательному и поучающему? Корреспондент "АиФ-СК" беседует с главным режиссером Чеченского государственного театра юного зрителя Яраги Делаевым.
Любая сказка - добрая
- Яраги Юнусович, когда и как был основан кукольный театр?
- Театр кукол Чеченской Республики создан в 1937 году. И уже на протяжении 70 лет - 70 театральных сезонов - он радует детишек не только нашей республики, но и других регионов. Основу театра заложили Павел Бердников, Евгения Тааль, Екатерина Холод, Мария Яковлева... Это люди, которые, не считаясь с неудобствами и не имея своего угла, не отчаивались, а творили, создавали театр с любовью, с любовью к детям. Они делали все сами: мастерили куклы и декорации, писали сценарии для спектаклей, а потом и играли в них. Это великие люди, честь им и хвала. Работу коллектив театра не прекратил даже в годы войны. Влюбленные в свою профессию, они воспитывали маленького зрителя, давая ему уроки добра. Спектакли игрались в госпиталях, на сборных пунктах и в воинских гарнизонах. Многие актеры ушли добровольно на фронт и не вернулись. И в течение долгих лет театр рос и радовал миллионы детишек. Постепенно сложился коллектив единомышленников со своим творческим лицом, художественной направленностью и традициями.
- На ваш взгляд, какова главная задача театра?
- Кукольный театр учит детей отличать добро от зла, и задачу театра можно считать выполненной только тогда, когда у ребенка появляется свое понимание прекрасного в мире. Спектакли в кукольном театре строятся на сказках, а любая сказка - она добрая, интернациональная, и ни в одной из них зло не побеждает добро. Сказка учит чтить и уважать старших, любить родных и близких. Волшебный мир сказки для ребенка - это шаг к творчеству, и именно в кукольном театре, куда впервые приводят самых юных зрителей, начинается серьезная работа детской души. Хорошо знакомые персонажи сказок предстают перед широко раскрытыми глазами ребятишек, и дети готовы верить в любое чудо.
- Вы побывали с театром во всех селах и городах республики, во многих городах бывшего СССР. Расскажите о самых запомнившихся гастролях.
- Каждый год театр выезжал с гастролями два раза, и любая поездка была интересна сама по себе. Мы в своих сценариях хотели донести до детей, чем живет наш кукольный театр. Конечно, гастрольная карта театра обширна. А насчет гастролей, которые мне более всего запомнились, - это поездка в город Львов (Украина) в 1985 году со спектаклями "Длинный язык" и "Про добро и зло и про длинный язык". До сих пор многие люди, с которыми познакомился театр в тот год, поддерживают дружескую связь.
- Как у главного режиссера были ли в репертуаре театра любимые спектакли?
- Больше всего нравится постановка "Тайна пещеры", музыку к которой написал прикованный более 20 лет назад к постели, ныне покойный Адлан Шахбулатов. Но, конечно, в репертуаре театра есть и такие спектакли, как: "По щучьему велению", "Конек-горбунок", "Алладин и волшебная лампа", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Гулливер в стране лилипутов"... Они всегда вызывают интерес у зрителей, доставляют им радость, поэтому каждая из таких постановок мне, как режиссеру, разумеется, тоже по душе.
Чтобы растаяли ужасы...
- Видите ли вы разницу между реакцией во время спектакля сегодняшнего ребенка и ребенка 70-80 годов?
- Да, она существует. Зритель 80-х годов был более раскрепощен, он больше знал, так как в школе ему давали больше знаний, тогда работали, - именно работали - детские сады и школы. Дети сегодняшних лет, пережившие все эти ужасные годы войны, многого не понимают, ведь нынешний ребенок не воспитан с помощью кукольных театров, кружков и т.д. Был один случай во время войны...Театр, не перестававший работать и в то время, выезжал в одно из сел республики и попал под обстрел. Стоявшие на посту солдаты кричали: "Куда вы едете? Вас там убьют!" Но мы не сдавались и добирались до указанной точки, дабы увидеть детей, чтобы постараться вызвать на их лицах улыбку вместо грусти. Ребенку этих лет необходимо показывать добрые и хорошие истории, чтобы растаяли все ужасные воспоминания прошлых лет.
- Готовит ли сейчас театр новые постановки?
- Мы заказали сценарий в Астраханском театре кукол по пьесе ингушского автора Бека Абадиева, а наша задача, как постановщика, сделать так, чтобы это был яркий спектакль. Очень хочется работать, творить... Мы, кстати, хотим открыть студию, где можно будет обучать будущих актеров, но на это необходимы финансы, так как за 2 тысячи рублей мало кто пойдет работать. Театр кукол - это вещь специфическая, ведь необходимо создать характер героя на кукле, выделить главную черту человека. Очень жаль, что у нас нет помещения, да и цеха для создания кукол и декораций. Ведь после двух военных кампаний театр лишился многого: разрушена материально-техническая база, разъехались по разным уголкам России актеры, погибли в огне войны декорации и куклы десятков спектаклей. Но мы не отчаиваемся и идем вперед с высоко поднятой головой, создаем, творим все из того, что у нас имеется.
- Каким бы вы хотели видеть в будущем республиканский театр кукол?
- Естественно, чтобы театр не просто существовал, а имел свой определенный адрес. Выезжая в другой театр, где все оборудовано, можно показать все цветовые, шумовые эффекты, неосознанно начинаешь завидовать, ведь с такими удобствами гораздо легче работать. Главная моя мечта - чтобы театр имел свое помещение, где имелась бы детская игровая площадка, комната ожидания, чтобы родители были спокойны за своих чад. Надеюсь, наступят лучшие времена...