На этой неделе Ставропольский академический театр драмы имени Лермонтова открывает свой 168-й сезон.
Давних поклонников и тех, кто впервые откроет для себя искусство Мельпомены, ждёт немало ярких и неожиданных постановок с участием любимых и новых актёров, пополнивших труппу ставропольского театра драмы. накануне сезона мы побеседовали с директором театра Евгением Луганским.
Служить и верить
- Евгений Иванович, Пятигорск – единственный город из столиц федеральных округов, где нет театра драмы. Полпред президента в СКФО Александр Хлопонин считает, что он здесь и не нужен - есть театр в Ставрополе, его надо развивать, поддерживать, помогать заполнять театральную нишу…
- Он совершенно прав. Сегодня построить театр – это огромные вложения, какой город может себе такое позволить? В моём родном Грозном это случилось, но там театр был разрушен, его строили заново. Театр – не только здание, его нужно насытить актёрами, декорациями, постановочной частью. Декораторы, костюмеры, актёры… Это люди, влюблённые в театр, преданные. У нас немало посвятивших ему полвека жизни своей, живущих им. Из молодого таланта не сразу вырастает настоящий мощный артист.
- Существуют ли секреты воспитания молодых в ставропольской драме?
- Да нет никаких секретов. Наши великолепные старики – Михаил Кузнецов, Виктор Фоменко, Борис Данильченко, Зинаида Котельникова, Борис Дымченко – та блистательная плеяда, что в своё время дала заряд нынешнему старшему поколению театра. Эстафета, которую сегодня передают молодым. Мы подготовили и выпустили 3 актёрских курса в университете, и они служат не только в нашем, но и в питерских, московских театрах. Студенты со второго-третьего курса заняты в спектаклях – очень интересные ребята, видно, какие актёры растут. Они на одной сцене с нашими маститыми актёрами, это продолжение учёбы, это тоже школа. Руководителю курса, профессору, народной артистке РФ Наталье Зубковой удаётся привить им преданность театру и развивать талант.
На форум не заменишь
- Что такое вообще театр в современном мире – аксиома, что театр не умрёт, мало что значит для поколения, выросшего в Интернете. Зачем им театральное действо, когда они черпают эмоции на сайтах и в соцсетях?
- У нас на 70% зритель молодой. Мы воспитываем нашего зрителя с младых лет. Он смотрит спектакли и растёт вместе с ними, приходит дет-садовцем, школьником, студентом, зрелым человеком, приводит своих детей. Подбираем репертуар интересный, есть спектакли-долгожители, поколение за поколением «цепляют». Идут по 20 лет, как «Сестра моя, Русалочка». И люди пишут нам отзывы: «где спектакль «Дикарь»? По 8-10 раз его смотрели». Знаете, как «Ромео и Джульетту» принимают? Слышала современная молодёжь, что есть такая история – а здесь она воплощена живыми людьми. Никакой экран, никакой форум этого не заменят. Не то впечатление, совсем не те переживания, другие эмоции. Сила живого слова, живого общения – не найти аналога, не повторить.
Нет такой драматургии
- Прежде в театр люди шли за глотком свежего воздуха, читали между строк, расшифровывали эзопов язык. Сегодня можно всё, цензуры у нас нет. Но театр уже не трибун? И ему остаётся роль «веселящего субъекта»?
- Не хватает драматургии, раскрывающей современного человека в полной мере, – его внутренний мир, его чаяния и в политике, и в жизни. Это наш социум, мы же не в закрытом пространстве, это происходит с нами. И если автор чувствует это, он даёт пищу для театра. И необязательно потом выходить на Болотную площадь… То, что происходит сегодня в жизни – недовольство людей властью, социальные проблемы, межнациональные - не выносится на подмостки. Нет такой драматургии.
Человек, его душевные качества и их проявление, его пороки, слабости – вот что всегда интересно. Они всегда в центре внимания мировой драматургии как проверенной временем, так и хорошей, современной. Навязывают нам сегодня нелепые, дутые какие-то идеалы, утверждая – какое время, такие герои. Это не так – люди и в наши дни совершают настоящие подвиги, но шумиха в прессе выносит на первый план всё затмевающие скандалы, убийства, интриги и их «героев». Что останется от них со временем? Какое послевкусие?..