Лейцингер исходил и объездил сотни километров, прокладывая многочисленные маршруты для будущих путешественников. В начале 1880-х с проводником Эльбаевым они дошли почти до самой вершины Эльбруса, положив начало туристическому паломничеству к самой высокой точке Европы. Рудольф Рудольфович был одержим Кавказом, в бесконечном восхищении стремился поделиться увиденной красотой с как можно большим числом людей.
В Россию – навсегда
Будущий основоположник туризма в России родился в маленьком городке Нетсталь в немецкой части Швейцарии, 1 декабря 1845 г. Потомственные винокуры Лейцингеры дали мальчику образование, в первую очередь – для продолжения династии. С чем 19-летний Рудольф и отправился в далёкий Тамбов – управлять винокуренными заводами графа Апраксина. Лейцингер не только работал хорошо – дотошно изучал русский язык, словно понимая, что останется здесь навсегда.
«Рудольф Рудольфович, могу предположить, происходил из славян, осевших в своё время на территории нынешней Германии, думаю, потому ему был так интересен русский язык. Я видел написанные им документы – чёткий каллиграфический почерк, точные формулировки, грамотность, последовательность изложения», – отмечает кавказовед Алексей Евтушенко, академик Российской академии туризма.
Более тридцати лет он посвятил изучению наследия Лейцингера, личности, в советские годы не особо популярной. Иностранец, да ещё богатей-промышленник, землевладелец. Безусловные заслуги мецената, сделавшего для России несоизмеримо больше, чем иные местечковые «ура-патриоты», намеренно замалчивались. «При этом напрочь забыли, что ещё в 1905 году в своей усадьбе в Пятигорске Рудольф Лейцингер открыл первую турбазу для ребят. «Ученический приют Кавказского Горного общества в Пятигорске – гостиница Швейцария» был рассчитан на 250 мест и в первый же сезон принял 246 человек и провёл 8 специальных ученических экскурсий».
Сюда съезжались дети и подростки со всей Российской империи – узнавать новое, отдыхать и закаляться – в походах по удивительным местам Северного Кавказа. Гостям предоставлялось: «бесплатное помъщенiе на 3-4 дня, срокъ совершенно достаточный для осмотра группъ и посъщенiя такихъ популярныхъ вершин, как Машук и Бештау. Въ прiютъ экскурсанты имъли кровати съ матрасами, умывальники, кипятокъ для чая, особую столовую; имъ давался безплатный руководитель, предметы горнаго спорта...»
В 1990-х усадьбу отстояли, не дали снести, и сегодня здесь, на Теплосерной, по-прежнему Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
Не зарастёт тропа
«Все, кто бывает в усадьбе Лейцингера, ощущают особую атмосферу, – говорит директор Центра Ирина Стороженко. – Аура удивительная – уютного, гостеприимного, доброжелательного дома. Такого, каким его создавал Рудольф Рудольфович – открытый, общительный, многогранный человек. Судя по его делам, он стремился многое успеть и сделал невероятно много. Первый в Терской области музей (ныне Пятигорский краеведческий) создавался на основе коллекций, которые здесь выставлялись. В его доме появился первый зимний театр, состоялся первый сеанс синематографа, первый пятигорский трамвай был выписан им из-за рубежа. Он участвовал в создании Общества трезвости, Общества пособия бедным, дешёвых столовой и чайной. Открыл первое Бюро для экскурсантов».
Лейцингер сам благоустраивал дорожки на горе Горячей, составлял планы озеленения города – ему хотелось, чтобы здесь было больше бульваров, красивых привлекательных уголков! В конце ХIX века вместе с единомышленниками он начал создавать Кавказское Горное общество, дабы содействовать развитию активного туризма, собирать и систематизировать информацию о Северном Кавказе.
«В конце 1901 года Устав КГО утвердили, и Лейцингер констатировал в своих замет-ках: «…работать, пропагандировать в России, за границей – некому; на грех я заболел. Пятигорск не понимает, насколько важно для него это событие: «спячка!» – отмечает Евтушенко.
Бесплатный приют
Его страсть к путешествиям была продиктована не только романтикой. Дневники на блюдений, сбор гербариев, камней, минералов. Всего, что формирует представле-ние о регионе, позволяет лучше узнать его и рассказать об этом всему свету. Лейцингер был членом многочисленных Горных и Альпийских клубов в Европе, часто публиковался в России и за границей. И был убеждён: Кавказ станет ещё более привлекательным для туристов, чем Альпы, сюда будут ездить чаще, чем в Швейцарию. Он считал, что необходимо с младых ногтей знакомить детвору с окружающим миром. А для этого надо готовить знающих гидов, разрабатывать туристские и экскурсионные маршруты, развивать сеть приютов и гостиниц, создавать транспортную инфраструктуру… Задачи, не решённые и в ХХI веке.
«Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами гимназисты не располагают, государство обязано содействовать им в этом…» – сказанное Лейцингером сегодня актуально для России, пожалуй, более, чем 100 с лишним лет назад.
«Все его идеи современны, – констатирует Ирина Стороженко, – он активно добивался того, что способствовало туристскому освоению Кавказа, – например, 50-процентной скидки на железнодорожные билеты для ученических экскурсионных групп. И бесплатно принимал учителей и учеников в своём приюте».
Написанная Лейцингером «Несколько слов об ученических экскурсиях» – первая методичка по культурно-патриотическому воспитанию, имелась во всех 640 учебных округах России.
За впечатлениями
Да, он был состоятельным человеком и продвинутым предпринимателем, умел зарабатывать и грамотно рекламировать свои начинания. Говорят, первая же устроенная Лейцингером экскурсия принесла ему 60 рублей – деньги по тем временам немалые. И вместе с тем он вкладывал в освоение региона несоизмеримо больше, в том числе и финансово.
«Он вырос в стране, где туризм – существенная часть доходов, где эта индустрия имеет глубокие корни и особую политику. Первое восхождение в горы совершил в Швейцарских Альпах, но пленил его дикий Кавказ, который стал ему близким и родным, он хотел, чтобы люди ехали сюда за впечатлениями и за красотой, – говорит Алексей Евтушенко. – Немецкая дотошность, швейцарская собранность в сочетании с широтой души – нашей, русской – это Рудольф Лейцингер. Подвижник, одержимый этими мес-тами. Человек невероятной энергии и энергетики, швейцарец (иностранец), который учил русских детей любить Россию».