На Ставрополье появится памятник Ярошенко, Хетагурову и Крымшамхалову. Скульптурную композицию планируется установить в Кисловодске, с которым связаны все трое – русский художник-передвижник Николай Ярошенко, осетинский поэт Коста Хетагуров и карачаевский просветитель Ислам Крымшамхалов.
По горской традиции
Поставить всех троих на один пьедестал решил народный художник КЧР Магомед Хабичев.
– Идея появилась лет пять назад, – признался «АиФ-СК» автор. – Часто бываю на конференциях, в музеях, где проводятся выставки и памятные мероприятия в честь каждого из этих знаковых для Северного Кавказа деятелей культуры. Вот и стал задумываться – они помогали друг другу, дорожили дружбой, взаимно духовно обогащались, так почему не закрепить очевидное в металле? Каждый, кто соприкасался с творчеством Ярошенко, Хетагурова, Крымшамхалова, заметит – в биографиях столько перекличек! Оторвать кавказский период творчества Ярошенко от Коста и Ислама невозможно, и наоборот.
Первые наброски будущего монумента появились два года назад, позже скульптор воплотил свой замысел в бронзовом памятнике малой формы. Сегодня в Кисловодске продолжается выбор места, где монумент уже в реальных размерах получит постоянную прописку. «Высота с постаментом будет около трёх метров, материал – бронза, – рассказывает Хабичев. – Николай Александрович изображён сидя, Коста Леванович – опершись на стол, а Ислам Пашаевич – стоя. Он – самый молодой из троих, по горской традиции в присутствии старших ему сидеть не положено».
Время пришло
Почему идея объединить в одну скульптурную композицию ярчайших представителей трёх народов не воплотилась прежде? «Очевидно, время пришло именно сегодня, нашелся человек, которого эта тема задела за живое, – говорит искусствовед, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РСО-А Зара ГАЗДАНОВА. – Великие люди дружили, учились друг у друга, это было творческое общение, помогавшее каждому узнать традиции и обычаи народа, и в результате многое сделать».
Ярошенко стал одним из первых художников, открывших России кавказскую природу, он создал целую вереницу образов горцев – гордых, свободолюбивых, мудрых. Эти трое сделали каждый для своего народа и России в целом главное – своим примером показали, что значит уважать и чтить традиции, не рассуждали о том, как сохранить мир, согласие, дружбу, а просто дружили. «Это была естественная дружба, не по приказу, не по заказу, не ради отчета, а по зову сердца», – говорит скульптор Хабичев. Потому он и взялся показать их вместе – как сложилось при жизни «Большой троицы».
– Николай Ярошенко писал Кавказ с любовью, – отмечает заслуженный художник России Юрий Багдасаров. – Созданное им – пейзажи, этюды, типажи горцев – великое наследие, на котором выросли и мы, художники Кисловодска. Вместе они доказали – Россия без Кавказа и Кавказ без России – это невозможно!
В творческой галерее Багдасарова есть графическая работа «Ярошенко среди горцев», позже он сделал портрет художника –»постарался передать его мощь, силу личности, гражданственность», в портрете Хетагурова – твёрдость и в то же время оголённость души. Каким будет портрет Крымшамхалова? Художник пока не раскрывает замысел.
Идею с монументом, который уже называют «Памятником дружбы», поддерживают по всему Северному Кавказу. Дело за малым – местом установки. Безусловно, это должна быть общедоступная городская территория, не ограниченная никакими музейными заборами и иными преградами.
Прямая речь
«Кавказское братство»
Так назвала свою книгу о дружбе Ярошенко, Хетагурова и Крымшамхалова Ирина Бибоева, замдиректора Национальной научной библиотеки РСО-А.
– Мне хотелось не только собрать всё ранее сказанное и написанное об этих знаковых для Северного Кавказа людях, а показать, насколько они друг другом дорожили, что их связывало.
Хетагуров написал трогательную книгу для детей – «Мой подарок детям Осетии», а его гражданская позиция отражена в публицистических работах. Ислам Крымшамхалов разработал азбуку карачаевобалкарского языка, земляки обязаны ему появлением в Карачае высококвалифицированных специалистов – учителей, врачей. Он говорил: «Все, что есть у других народов хорошего, надо перенимать». Занимался земледелием, строительством школ и мостов, разводил сады, привозил различные породы коров и лошадей, участвовал в геологических экспедициях, многое сделал для основания курорта «Теберда». В творческом наследии Хетагурова сохранились шутливые строки, написанные экспромтом, в которых упоминается друг Ислам. Есть и рекомендательное письмо к нему, написанное Коста для доктора Газданова. Врач Дзыбын Газданов хотел заниматься организацией курортов в Осетии и по совету Коста отправился за опытом в Теберду, где Хетагуров был своим.
Крымшамхалов отлично рисовал – вместе с Николаем Ярошенко и Коста они выезжали на этюды, пейзажи Ислама экспонировались на московских выставках. В его доме часто бывали известные русские художники, композиторы, поэты, писатели, а для друзей – Ярошенко и Хетагурова были выделены специальные комнаты.
Крымшамхалов не раз бывал во Владикавказе, где гостил у своего дяди. В доме Ярошенко в Кисловодске тепло принимали Хетагурова и Крымшамхалова, друзейединомышленников. Коста – осетинский классик, публицист, поэт, художник – посвятил родной Осетии и своей второй родине – Карачаю проникновенные стихотворные строки и сочные пейзажи. Все трое воспевали Кавказ – удивительный край, где должно жить в мире и согласии.