aif.ru counter
576

Полтора века с Россией. Как менялось отношение к Кавказской войне

Горцы. Художник Франц Рубо
Горцы. Художник Франц Рубо © / Bagratun / wikipedia.org

151 год назад, 21 мая, закончился самый долгий конфликт в истории России – Кавказская война. В этот день адыги и карачаевцы, вайнахи и аланы, ногайцы и аварцы, русские и даргинцы, объединенные полуторавековым братством, выйдут на улицы городов, сел и аулов Кавказа, чтобы почтить память предков – жертв 47 лет кровопролития и доказать, что несмотря ни на что мы вместе. А заодно ещё раз осмыслить причины трагедии.

«Дикие горцы»

Это было как будто несколько разных войн: настолько сильно разнится описание тех событий в исторических хрониках. 

Долгое время на Кавказский конфликт смотрели глазами дореволюционных российских военных, публицистов и историков, которые, по сути, оправдывали действия Российской империи необходимостью пресечь насилие и бесчинства, творившиеся в крае «дикими горцами». В советское время взгляд на войну изменился. В 20-30-е годы прошлого века действия горцев стали называть национально-освободительной борьбой, придавая даже классовый оттенок: восстание угнетенных пастухов против дворян и офицеров. 

Кавказские источники, составленные в основном на арабском языке, игнорировали, а порой выдумывали за горцев то, что они делали и говорили. Так, например, поступал немецкий публицист Фридрих Боденштедт, живший в Тифлисе. Он не брезговал сочинять за имама Шамиля и его духовного наставника шейха Мухаммеда Ярагского длинные патетические речи на основании слухов и репортажей газет.

Еще позже, в конце 80-х, научная цензура пала. Историки получили возможность не обходить запретные темы: переселение горцев в Османскую империю, работорговля на Кавказе, жестокость имамата по отношению к мусульманской знати, принявшей российскую власть. Известны случаи, когда целые семьи, включая женщин и детей, заживо сжигали в родовых башнях (например, памятное истребление имамом Гамзат-беком ханской семьи в Хунзахе в 1834 году или сожжение беков села Кеди в Западном Дагестане во время правления имама Шамиля).

Но, несмотря на опасность, все больше жителей Кавказа переходили на сторону русской армии. Даже бывший хронист и секретарь имама Шамиля Хаджи-Али (Гаджи-Али) из селения Чох работал в российской администрации Дагестанской области.

Сдача в плен Имама Шамиля. Картина Петра Захарова-Чеченца Фото: wikipedia.org/Alex Bakharev

Большая политика

Для того, чтобы понять, почему множество горцев перешло на сторону России, необходимо посмотреть не только на действия имперской администрации в регионе, но и понять причины войны. 

Ни горцы, ни русская армия не были заинтересованы в конфликте. Десятки народов стали заложниками политической игры Англии, Турции и Ирана против нашей страны. Их цель - заблокировать путь России в Грузию, с одной стороны. А с другой – отвести российские войска подальше от границ европейских держав.

Карта Кавказского края (1801-1813). Составлена в военно-историческом отделе при штабе Кавказского военного округа подполковником Томниевым Фото: wikipedia.org/Anzor92

Из Турции на Кавказ экспортировали воинственную идеологию - мюридизм. Ведь, именно последователи этого радикального течения составляли костяк сопротивления. Англия тоже не стояла в стороне. Нередко именно британские военные помогали организовывать крупные группы горцев.

Но все больше и больше жителей Кавказа становились под российские знамена. Чем же их привлекала имперская администрация и, конечно, ее руководители?

Великодушный генерал или зверь?

Один из наиболее ярких и узнаваемых полководцев и управленцев того времени – генерал Ермолов. Кстати, его предки – крещеные выходцы из Золотой Орды, так что обвинять Алексея Петровича в великорусском шовинизме (что было модно в 90-х годах), по меньшей мере, смешно.

На военное поприще он вступил в царствование Екатерины II и вскоре же был отмечен Александром Суворовым: из его рук семнадцатилетний капитан Ермолов получил свой первый Георгиевский крест. А в 1816 году был назначен одновременно главнокомандующим русских войск в Грузии и чрезвычайным посланником в Персии.

Портрет Ермолова. Доу Джордж, 1825 год. Фото: www.russianlook.com

Усилиями некоторых историков новой волны личность генерала была во многом демонизирована. Ему приписывают многочисленные зверства, даже геноцид. С этим можно поспорить. Ермолов отличался, вопреки расхожим слухам, справедливостью, гуманностью, которые были свойственны офицерам того времени.

Он никогда не казнил пленных, не присваивал чужого имущества. В предписаниях генералу Мадатову рукою Алексея Петровича написано: «Одобряю весьма, что возвратили захваченных женщин; не говорю ничего против и освобождения пленных, ибо полезно вразумить, что русские великодушно даруют и саму жизнь, когда не делают упрямой и безрассудной защиты». И чуть ниже: «Население аула Казах-Кечу выслало старшин с хлебом и солью, которые раскаиваясь в преступлениях, вверяли себя великодушию войск. Не приличествовало наказывать таковых».

Милосердие Ермолова проявилось и в том, что он взял под своё покровительство младенца, оставшегося без родителей после взятия одного из чеченских аулов. Алексей Петрович стал крёстным отцом спасённого. Мальчик, наречённый Петром Захаровым, в семилетнем возрасте был отправлен в Тифлис к двоюродному брату Ермолова, тоже генералу русской армии. Когда же юноша возмужал, то Алексей Петрович сделал всё, чтобы его крестник поступил в Петербургскую Академию художеств. Впоследствии Пётр Захаров стал самобытным российским живописцем, картины которого хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Свои картины художник подписывал как «Захаров из чеченцев» или «Захаров-Чеченец». 

Автопортрет. Петр Захаров-Чеченец Фото: wikipedia.org

Не менее интересно, что на Кавказе еще во время войны было фактически отменено крепостное право. Именно это стало главной причиной недоверия правительства к Ермолову при смене Кабинета министров в Петербурге в 1825 году.

Рекорды с важными последствиями

Кавказская война стала не только самой затяжной за всю историю нашей страны, но и одной из самых неоднозначных. С одной стороны, день ее окончания, 21 мая, - день единения народов Кавказа и России, праздник. Ведь в этой войне не оказалось проигравших: горцы жили и продолжают жить на своей земле гордо и свободно, исповедуя свою религию, храня традиции. С другой стороны, любая война – это смерть и горе. Поэтому 21 мая еще и день памяти и скорби, который отмечают в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии.

По словам кандидата исторических наук из Карачаево-Черкесии Мурадина Бесленеева, День памяти – это день воспоминания о той нравственной силе, которая была проявлена народами Кавказа. Примеров тому много. В 1783 году, когда ногайцев пытались депортировать с Кубани, на защиту их семей встали черкесы. На протяжении всей кавказской войны карачаевцы и казаки приходили на помощь своим соседям черкесам и абазинам, спасая в своих домах детей, оставшихся сиротами после карательных экспедиций.

Открытие мемориального камня жертвам Кавказской войны в КЧР, 2014 год Фото: Пресс-служба главы и правительства КЧР

Жители республик СКФО в этот день почтут память погибших предков, отдадут дань уважения многочисленным жертвам этой трагической страницы истории – войны, которая напоминает нам, как важно жить в мире и согласии.

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество