Примерное время чтения: 6 минут
277

Ветеран: «Когда сбили первый самолёт под Сталинградом – весь фронт ликовал»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-СК 13/06/2013

 

Досье:

Нестер Шахзадов родился 6 июня 1923 года в Будённовске. Участник Сталинградской битвы. Награжден медалью «За отвагу», орденом ВОВ 2­й степени, медалью «За вклад в Победу 1939­1945 г.г.» и ещё около 35 медалями разных достоинств. Воспитал троих детей, имеет четверых внуков и четверых правнуков. Самой ценной считает «Медаль изобретателя СССР» – за выведение сорта озимой пшеницы «Степная 7».

Нестер Шахзадов в июне отметил 90-летний юбилей. Несмотря на столь солидный возраст, у него ясный ум и отличная память. Он прошёл Сталинград, через всю войну дошагал до Австрии и Германии, в 1945-47 гг. участвовал в освободительной миссии в Европе. А 1 февраля 2013 г. по личному приглашению президента РФ удостоился чести побывать на праздничном приёме бойцов Сталинграда в Кремле.

Без особого приглашения

Война застала Нестера, которому только исполнилось 18 лет, прямо на выпускном. «Мы праздновали в Орловском лесу окончание средней школы, уже возвращались через реку Куму, когда пришло известие о войне. Мы тут же организованно пошли в военкомат писать заявления с просьбой отправить нас на защиту Отечества, – вспоминает Нестер Макарович, – поэтому моему поколению сейчас странно и дико слышать рассуждения о том, служить в армии или нет. Ни у кого из ребят даже мысли тогда не возникло остаться дома или ждать особого приглашения. Мы понятия не имели, что такое парень из обеспеченной семьи или национальная принадлежность. Когда началась война, людей делили исключительно на порядочных и не очень...

Первый раз понюхал пороху в августе 41-го. Я оказался под Таганрогом, без обмундирования и вооружения. У нас только у командира взвода был пистолет-наган, да у его заместителя – ружьё образца 1893-го года, которое ни на что не годилось».

«Прощай, Родина»

 В конце июня 42-го фашисты перешли Дон, и возникла прямая угроза наступления на Волгу. После небольшой передышки Шахзадова направили на подготовку в Грозненское военное училище. Ещё будучи курсантом, в конце 42-го – начале 43-го он участвовал в изгнании немцев из Ростова-на-Дону.

И вот молоденьких курсантов девятнадцати училищ страны бросили в самое пекло, на защиту Сталинграда.

«С того дня начались тяжелейшие бои за подступы к нему и в самом городе.

Военные историки подчёркивают именно роль курсантских полков. Нас перебрасывали то на север, то на юг для сдерживания наступающего врага, – вспоминает собеседник, – уже к середине августа 43-го в моём полку из более чем 3500 человек едва осталась рота, 50-60 бойцов. Положение было ужасающим: на нас наседали немецкие танки, в небе – несметное количество вражеских самолётов, а мы могли им противопоставить только обычное стрелковое оружие, даже автоматов у нас не было, всего-навсего самозарядные винтовки, СВТ-10 и СВТ-15, весьма ненадёжные, а из тяжёлого – пушки, прозванные «Прощай, Родина», плохо бившие немцев.

И по авиации силы были несопоставимые. Нас защищали истребители Т-10 и Т-15, которые врагам уступали по всем параметрам: и по скорости, и по точности удара. Они являлись лёгкой добычей немецких истребителей. Только после перелома в ходе войны наше вооружение стало достойным, и тогда немцы нас не догоняли, а уже убегали».

Ветеран вспомнил, как впервые увидел сбитый немецкий самолёт. «Когда сбили первый самолёт под Сталинградом – весь фронт ликовал! – говорит Нестер Макарович. – Представьте: адский переполох, стрельба, взрывы, крики о помощи. И вдруг над всем этим мощное «ура!»

Привет из Дьёра!

Неисповедимы пути Господни. В конце марта 1945-го Нестер Шахзадов двигался в составе танковой колонны к венгерскому городу Дьёр, что в 30 км от германского Эдинбурга. Остановились для пополнения запасов. И там местный мальчишка лет восьми попросился посидеть в машине. А в 1960-м году, когда Нестер Макарович уже возглавлял в селе Гофицком Петровского района образцово-показательный колхоз, куда на практику приезжали стажироваться иностранцы, произошёл удивительный случай.

Однажды молодой агроном Ёжеф Патоки рассказал председателю, как один русский солдат разрешил ему в детстве залезть в танк в Дьёре.

Каково же было удивление Шахзадова, когда он понял, что речь шла о нём. Впоследствии Патоки стал министром сельского хозяйства Венгрии и прислал Нестеру Макаровичу письмо с приглашением участвовать в 30-летнем юбилее освобождения Будапешта.

Мирные подвиги

Всю свою жизнь Шахзадов трудился, был заместителем начальника краевого управления сельского хозяйства, 36 лет отработал в аграрном университете, стал его почётным профессором, кандидат сельхознаук.

«Я жутко общественный человек, – говорит герой Сталинграда. – Когда поднял на совещании краевой думы вопрос о том, как решать проблему людей, проживающих на дачах в окрестностях Ставрополя, особенно детей – зачастую грязных, голодных, не обучающихся, мне сухо ответили: «Это не в нашей компетенции». Я болезненно реагирую, когда дети сами по себе. Мои родители, кроме нас троих, в голодные 20-е годы воспитали ещё четырёх сирот».

Сейчас ветеран пишет летопись своей семьи и гордится своими потомками. Дочери, Валя и Таня, с отличием окончили медицинский институт. Татьяна Косова – главный детский психиатр Ставропольского края. Сын Юрий, инженер-механик, во время учёбы получал Ленинскую стипендию. Внук Дмитрий с отличием окончил Ейский военный институт и в 32 года уже подполковник, работает в МИДе России. Внук Михаил тоже подполковник, доцент Голицынского пограничного института ФСБ России. Внучка Карина – кандидат медицинских наук, а внучка Таня – потанинский стипендиат, экстерном окончила аграрный вуз и была приглашена в Москву для работы в иностранной фирме. Самый младший правнук Кирюша в свои 9 лет наизусть знает все марки самолётов военного времени. Всю эту огромную семью он вырастил с супругой Лидией Романовной, вместе они уже 62-й год.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах