Есть в небольшом североосетинском селе Сурх-Дигора улица братьев Бясовых.
Их было шестеро, все они когда-то жили и работали в этом равнинном поселке. Когда началась война, все Бясовы как один героически сражались за Родину. Пятеро домой не вернулись...
Ким и Виктор, внуки шестерых братьев, бережно хранят газетные вырезки, фотографии, письма, которые остались от их бравых дедов. Они уже добились того, чтобы память о Бясовых была увековечена в названии одной из улиц их родного села. Но героические предки достойны и того, чтобы в их честь назвать улицу в столице республики - Владикавказе. Об этом Ким и Виктор сейчас ведут переговоры с местной администрацией.
Мужчинами стали рано
Мальчики Бясовы потеряли родителей в детстве. Старший, Дзибирт, уже имевший свою семью, взял всю заботу о младших братьях на себя.
Первыми ушли на фронт Дзибирт и Заурбек. В одном из сражений Заурбек был тяжело ранен и попал в сочинский госпиталь. Вернуться в строй ему было не суждено.
Вторым погиб Дзибирт, проявивший себя героем в одном из боев. Четверо детей остались без отца. В колхозе Дзибирта запомнили как одного из самых трудолюбивых работников, передовика производства. Смали Бясов, третий брат, тоже был в родном хозяйстве на прекрасном счету. Воевал под Ростовом, Грозным, на Донбассе, был награжден многими медалями за храбрость и героизм.
Марзабека Бясова война застала в Москве, где он учился в военном училище. Сохранились воспоминания однополчан о последнем бое Бясова. Вместе с двумя солдатами он отправился в разведку. Им удалось подползти к вражескому укрытию. Но когда разведгруппа возвращалась назад, немцы заметили ее и открыли огонь...
Младший брат не вернулся из боя...
В собранных потомками Бясовых материалах хранятся воспоминания однополчан и о подвигах самого младшего, Мухарбека, в боях за Крым. Вот что пишет политрук Владимир Дзагкоев:
"К нам в батальон он прибыл примерно в октябре 1943 г. Защищал Родину с первого дня войны, 8 раз был ранен. За десантную операцию Мухарбека наградили орденом Ленина. Здесь враг дрался за каждую кочку, сопку. Я запомнил его бой под сопкой 92.7 близ Сапун-Горы. В этой схватке он уничтожил 9 фашистов. Заметив врагов и поняв, что они могут убить его, командира роты и политрука, подставил свою грудь и смертельный удар принял на себя. Мухарбек, защищая своего командира лейтенанта Груздева и меня, погиб смертью храбрых. За этот геройский поступок его посмертно наградили орденом Красного Знамени. Помню о Мухарбеке еще то, что перед этим боем он подарил мне наручные часы, которые я до сих пор бережно храню".