Досье: | |
---|---|
Тамерлан Урусов родился в Нальчике. Образование: Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС), институт Информатики и управления. В настоящее время работает над кандидатской диссертацией. Тема – «Научно-исследовательские методы адаптации систем управления предприятиями к металлургическим производствам». В 2007-2008 годах - бизнес-аналитик Управляющей компании "Аптечная сеть 36,6". В 2010-2012 годах - директор по развитию бизнеса в аудиторско-консалтинговой группе ЗАО "Скотт, Риггс и Флетчер (аудит)". С 2010 года занимается общественной деятельностью, проектированием социальных проектов. В политических партиях не состоит. |
Ставрополь, 19 декабря - АиФ-СК. Кабардино-Балкарию то и дело бросает из стороны в сторону. Кажется, что вот-вот всё наладится, придёт в норму, люди успокаиваются и жизнь идёт своим чередом – стабильно, мирно, спокойно. Но такой ход событий явно вне планов экстремистских сил. Каким будет путь к миру и какие вопросы беспокоят общественников, живущих вне Северного Кавказа, но привязанных к нему – морально, национально, духовно? Гость нашей рубрики «5 вопросов плюс один» столичный блоггер и молодой учёный Тамерлан Урусов. И, согласно формату, со своим вопросом, который вряд ли прозвучит на большой пресс-конференции главы государства.
Русские с Кавказа – ментально кавказцы
- Вы – родом из Кабардино-Балкарии, ситуация в республике и на всём Северном Кавказе постоянно в сфере вашего внимания. Как она выглядит из Москвы? Как воспринимается происходящее на Северном Кавказе и чем на этом фоне выделяется КБР? Думаю, мало кто в столице отличает одну республику от другой. Для большинства это чужой Кавказ, инородное тело…
- Северный Кавказ включает в себя не только республики, но и Краснодарский, Ставропольский края. Российский Кавказ неоднороден, каждый субъект имеет свои особенности. И подходить к оценке каждого необходимо индивидуально. КБР, к примеру, отличается от других субъектов разве что более эффективной экономической политикой, несмотря на негативный политический фон; земельным вопросом в связи с реализацией 131-ФЗ; ростом напряженности в связи с катастрофическим положением российских соотечественников в Сирии, эвакуировать которых должны были в соответствии с 99-ФЗ (порядка 100 тыс. черкесов Сирии являются соотечественниками кабардинских черкесов (кабардинцев), но…
По 131-ФЗ и 99-ФЗ ситуация в КБР схожа с Дагестаном. Что касается отношения большинства к Кавказу, то Вы, к сожалению, правы в том, что для рядового российского гражданина Северный Кавказ – нечто непонятное и чуждое. Мало кого интересуют проживающие там народы, их проблемы и положение, история и культура. Все молчат про очередные убийства молодежи на Кавказе, но готовы взахлеб говорить о Pussy Riot или сфальсифицированной истории о «стрелявшем на Тверской дагестанском кортеже». Все молчат о потопе в Дербенте, но широко обсуждают Крымск. Да что там нацменьшинства, мало кто понимает, что русские родом из северокавказских республик ментально самые настоящие кавказцы, и что при миграции в центральную часть страны они переживают такое же психологические и адаптационные сложности, вызванные ментальным столкновением. Грустно то, что часть российского общества отторгает Северный Кавказ, находящийся сегодня в столь сложном положении.
Сменить установки
- Получается, всё настолько плохо, что и просвета нет?
- Есть. Стоит заменить нынешние «правопохоронительные» установки силовиков и судов на правоохранительные. Разъясню свою мысль. С конца прошлого века противоправные действия республиканских силовиков (выбривание крестов на головах, похищения, убийства, избиения, унижения задержанных и многое другое), тогда еще подчинявшихся напрямую региональным президентам, в отношении молящейся молодежи способствовали росту социальной напряженности. Представьте себе – если где-нибудь в Тульской области на головах православной молодежи, посещающей по воскресеньям церковь, за их религиозные убеждения начнут выбривать звезды Давида, похищать, убивать, избивать и унижать? Приведет ли это к росту социальной напряженности? Конечно, приведет. Более того, сразу получите революцию в этом регионе, взятой в данном случае для примера Тульской области. Так и в Кабардино-Балкарии: в октябре 2005-го (силовики к этому времени уже несколько лет как перешли в прямое подчинение федеральному центру) всё это вылилось в попытку революции, в трагедию, которая и сегодня отражается на нашем обществе. И не удивительно, что подобную социальную напряженность, которой силовики и суды просто не позволяют вылиться в форму законного гражданского протеста против их же бесчинств, берут в оборот. На мой взгляд, делают это как определенные вредительские круги со стороны самих силовиков, так и проводники агрессивных саудийско-американских установок и направляют протест в русло экстремизма. К сожалению, пока вижу лишь ухудшение ситуации на Юге, поэтому такие ответы.
- Какими могут быть пути выхода из сложившегося на сегодня положения КБР?
- Главное, что нужно сделать для улучшения ситуации – добиться полной отмены преследований граждан за религиозные убеждения. В КБР хорошо знают, что такое «списки молящихся». Их нужно отменить. Каждый случай пропажи, гибели людей (если не было железобетонных доказательств вины: видеосъемка с места проведения операции, однозначно идентифицирующая личность злоумышленника и факт покушения на убийство), избиения граждан должен попадать в Генеральную прокуратуру на особый контроль, освещаться в центральных СМИ. Всех причастных к преступлениям силовиков (как местных, так и командированных, причем не только рядовых исполнителей, но и руководящий состав, дававший незаконные установки), необходимо выявлять и привлекать к уголовной ответственности.
Прекратить беспрецедентное нарушение норм материального и процессуального права по уголовному делу о «13 октября 2005-го, Нальчик». Невиновных граждан отпустить с полной реабилитацией, виновных осудить в соответствии с действующим законодательством и степенью доказанной вины. Участвовавших в безобразии судей освободить от должности и привлечь к ответственности. Сотрудников ФСИН, причастных к гибели и избиениям проходящих по соответствующему делу граждан, привлечь к ответственности.
Прекратить поощрения СМИ в их тенденциозной и неэтичной демонизации народов Северного Кавказа и мусульман, т.е. тем самым прекратить искусственное направление протестной активности российского общества против народов Северного Кавказа и мусульман. Прекратить неконституционное и неправомерное давление на мусульманское сообщество, как то «запреты на ношение хиджабов в школах Ставрополья».
- По поводу хиджабов не могу согласиться – мы живём в светском государстве, о каких хиджабах может идти речь? Разве в Турции, к примеру, их носят? А это государство, где мусульман большинство, но государство светское. Возможно, стоит такие вопросы обсуждать сначала самим мусульманам?
- Наладить широкий научный и общественный исламский диспут необходимо, он должен быть посвящён вопросам трактовки тех или иных исламских норм с целью дискуссионного вытеснения агрессивных саудийско-американских установок. Я, кстати, планирую когда-нибудь, как только получится собрать достаточно средств, реализовать один социальный проект, который мог бы послужить площадкой для ведения эффективных научных и общественных диспутов. Региональным органам власти стоит реально способствовать развитию гражданского общества, общественно-государственного диалога и законной протестной активности, пусть то митинги, пикеты, собрания. Каждый случай необоснованного запрета мирной акции должен браться на особый контроль Генеральной прокуратуры. И, безусловно, нельзя забыть о таких источниках социальной напряжённости, как коррупция и клановость, с которыми необходимо бороться жёстко, чтобы все возможные позитивные сдвиги от перечисленных выше мер не застопорились на отсутствии социальных лифтов и здоровой конкуренции. Одним словом – нужны работающие для всех законы, как для общества, так и для представителей власти.
- На местных сайтах немало высказываний о противостоянии, чуть ли не гражданская война вспыхнет в республике. Позвонила, пообщалась с разными людьми – получилась обратная картина. Для чего вбрасываются такие тёмные прогнозы?
- Так война уже идет. Тысячи погибших и пропавших без вести за год – разве не свидетельствуют о гражданской войне? Власти нужно кардинально менять свои подходы (свое видение я озвучил выше). И даст Бог, все будет хорошо.
Какой вопрос Вы бы сами хотели задать и кому?
- Путину Владимиру Владимировичу: когда начнется эвакуация в Россию наших сограждан и соотечественников, гибнущих и страдающих в находящейся в состоянии войны Сирии? Численность их может достигать 200 тыс. человек: этнических русских, черкесов, абазин, осетин, карачаево-балкарцев, аварцев и др.).