Примерное время чтения: 7 минут
141

Пора выходить из личных колодцев!

АиФ-СК №25 22/06/2011

В канун Дня российской молодежи гость нашей редакции - человек, который в свои 36 сам является молодежным лидером, а политически активные люди в возрасте 20–30 лет – не только его коллеги, но и «предмет» его социологического изучения.

Будучи студентом СевКавГТУ, Евгений Мирошниченко организовал общественный творческий союз «Звёздный ветер» для креативной молодёжи Ставрополья. Затем в Москве, уже окончив аспирантуру в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и став кандидатом политических наук, наш земляк создал и возглавил Межрегиональное общественное движение развития национальных интересов «Миссия дружбы», деятельность которого проецируется на Северный Кавказ. А его новый проект – движение за прямую демократию «Моё поколение», наоборот, зародилось недавно в Ставрополе, и уже увлекло некоторых молодых политологов в столицах.

Соседние поколения

– Принято считать, что большинство представителей нынешней российской молодёжи апатично относится к политическим и социальным явлениям. Но некоторые массовые выступления молодых людей в стране говорят об обратном: есть и активисты, и они разные по внутренней сути?

– Сегодня уровень пассионарности среди молодёжи сильно растёт. Особенно большие города являют нам молодёжную активность. Но проблема в том, что молодёжь не однородна, и как раз её пассионарная часть расколота. И раскол этот опасен, ведь он идёт не по линии общего развития России, а по грани вопроса: быть или не быть России в принципе? Сегодня молодёжь есть: патриотически или прокремлёвски настроенная, есть сталинисты или советисты. Они по-разному видят будущее страны – либеральным, социалистическим, рыночным, имперским и т.д., но для них Россия как государство является ценностью.

А есть молодёжь, которая Россию как государство вообще не видит. Я недавно общался с ультралиберальной молодёжью, у которой позиция такова: «Мы против всех, партии не нужны, власть надо свергнуть». А на вопрос: «А дальше что?» отвечают «Ничего! Идеал – анархия». Они плохо образованы, в голове хаос, но они реально активны, они действуют, правда, за своими действиями видят тоже хаос. Это идёт от незнания истории. А радикализм надо бороть в себе!

– А каково твоё политическое кредо, вернее, позиция как общественного активиста?

– Я считаю себя не общественным, а государственным активистом. Для меня государство – высшая форма организации общества, других форм не существует! Для сохранения русской цивилизации государство – единственный выход. Но есть и тонкий вопрос: Россия как национальное государство или Россия как имперское государство. Мне кажется, что только в империи или её подобии могут сохраниться национальные автономии, большие и малые народы. (Кстати, это актуально для Кавказа). Иначе – либеральное государство, которое убивает народы, делая всех равными. Либерализм – это рынок, где все торговцы, где нет возможности проявлять свою индивидуальность и идентичность. Яркий пример – Европа. Есть метафора: империя – это потолок, на котором висят люстры – народы. И если малые народы хотят сохранить себя, то они должны бережно относиться к потолку. А у России вся история – это бесконечный опыт создания империи, другого пути нет. Понятно, что сейчас нужно бороться не за такую империю, как царская или советская, должно быть что-то другое, так как мир меняется.

– Ваш новый проект «Моё поколение» называется движением за прямую демократию. Что это собой представляет?

– История человечества начиналась с того, что народ управлял сам собой. По мере усложнения общества, увеличения пространства и числа семей и родов появилась представительная демократия. Но в ситуации, когда она перестаёт выполнять свою функцию и начинает работать на узкую группу, обостряются классовые противоречия, и никакая представительная демократия с этим не справляется. Тогда народ потихоньку возвращает себе власть. И встаёт вопрос о демократии соучастия – заинтересовать власть работать на нужды народа. Т.е. государство должно создавать институты, которые вовлекают народ в принятие политических решений. Наиболее наглядный институт – референдум. В России он гарантирован Конституцией, но закон написан так сложно, что провести референдум практически нереально, но этим нужно пользоваться.

Эти же идеи заложены в термине «гражданское общество». Но в России оно так и не сложилось. Поэтому когда мы говорим о гражданском обществе, то возникают такие ассоциации, как политические игрища, «грантоеды», агенты Запада или Кремля. Поэтому я избегаю понятия «гражданское общество», мы говорим о прямой демократии, о демократии соучастия, а о себе – как о государственных активистах.

– Какая роль отводится здесь молодому поколению, почему ты решил «проповедовать» эти идеи именно среди молодёжи?

– Есть яркий библейский образ – поколение, которое не прошло. Его любит использовать известный философ Мираб Мамардашвили. Каждое поколение либо оставляет след в истории, либо нет. Поколение шестидесятников может «гордиться» тем, что оно заложило основы идеологии развала великого государства. Поколение родившихся в 60-х–начале 70-х может «гордиться» тем, что они стали некими практиками идеологии шестидесятников, т.е. «разрушителями», которые занялись первичным накоплением капитала и стали властвовать. Но это поколение уже прошло. Они получили капитал и власть и распоряжаются ими не всегда правильно. А сейчас на арену выходит поколение, которое не застало советских ценностей. Оно понятия не имеет, что такое коллективизм, что общее выше частного. Я иду к этому поколению и общаюсь с отдельными его представителями, кто эти ценности воспроизводит бессознательно. У них есть генетическая и культурная память. Это доказывает, что россияне исторически придерживаются этого коллективистского соборного сознания. И я хочу надеяться, что новое поколение, не имея опыта жизни в советской эпохе, воспроизведёт эту историю, традиции и культуру.

Видим лишь одну звезду?

– Вернёмся к теме Кавказа и движению «Миссия дружбы». Что даёт его деятельность для пассионарности молодёжи кавказских народов?

– Недавно в Москве мы провели проект «Школа общественной дипломатии», хотим продолжить его в

СКФО. «За круглый стол» посадили молодёжь – студентов и аспирантов, представляющих народы Северного Кавказа. Дали ребятам возможность почувствовать себя дипломатами в регулировании межнациональных отношений. Что меня поразило? Не было дискуссии по проблеме противоречия «Россия–Кавказ» или «Россия – отдельный кавказский субъект»). Все дискуссии сводились к вопросу «Ингушетия–Чечня» или «Ингушетия–Северная Осетия». Т.е. политическое сознание у этой молодёжи сейчас на уровне дискуссий о территориальной принадлежности тех или иных районов и конкретных сёл определённому народу. И поражает уровень аргументов – огромная историческая деформация: эти молодые люди апеллируют такими историческими фактами, которые мало кому известны.

– Но таких активных молодых людей мало...

– К сожалению, да. В основном каждый сидит в отдельном колодце своей истории. И он видит маленький кусочек неба, а зарываясь глубже, вообще видит и одну звезду и с этой позиции пытается размышлять о пространстве, которое окружает его колодец. Это путь в никуда – это путь к концу любого народа и государства. И моя миссия на Кавказе – вернуть интернациональную дружбу, подняться над собой, над местечковыми интересами и понять, что мы часть одного организма. Т.е. миссия воссоединения народов в один политический субъект.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах