Верующий или гражданин?
Майя Аствацатурова, руководитель Центра этнополитических исследований, отметила, что на фоне усиления интереса к религии в обществе, в том числе и в молодёжной среде, появилась негативная тенденция противопоставления религиозности и гражданственности. Подчёркивается и культивируется мысль, что истинно верующий человек не может быть полноценным гражданином. Ещё одним новым вектором растущего напряжения эксперт назвала недавно озвученную президентом идею о российской нации.
«Идея не отрицает национальной самобытности, - считает Аствацатурова. – Но восприняли её неоднозначно. Кто-то даже предположил, что это провокация».
На Кавказе, где на небольшой по площади территории сосредоточено громадное число разных этносов, на инициативу Федерального агентства по делам национальностей (ФДН) отреагировали особенно бурно. К примеру, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов высказал надежду, что этот закон не будет принят.
Руководитель ФАДН Игорь Баринов заметил, что Кавказ был и остаётся одним из самых сложных в этнополитическом плане регионов, за который всегда шла борьба. Многие застарелые проблемы не удаётся окончательно решить и по сей день.
«В первую очередь, это непреодолённые последствия осетино-ингушского конфликта, социально-экономическая адаптация вынужденных переселенцев, неурегулированные земельные споры, реабилитация репрессированных народов, отток русскоязычного населения, - перечислил болевые точки Баринов. - Дотационность региона, теневая экономика, низкие показатели социально-экономического развития. Всё это порождает высокий уровень безработицы и социальную необустроенность населения, что служит питательной средой для распространения религиозного экстремизма».
По мнению специалистов, коррупция и плохо работающие социальные лифты подталкивают молодежь к уходу к радикалам.
«Специфика Северного Кавказа заключается в том, что любой вопрос при ненадлежащей реакции местных властей может очень быстро приобрести этническую окраску и политический подтекст, - отметил глава ФАДН».
Как достучаться до молодёжи?
Религиозный экстремизм занимает сегодня ключевое место среди вызовов и угроз. По данным служб безопасности, на стороне ИГИЛ (запрещённой в России террористической организации) сейчас воюют более 3 тыс. россиян, в числе которых немало выходцев с Северного Кавказа.
«Главная проблема даже не в том, что они туда уехали и воюют, а в том, что они будут потом возвращаться назад с искаженным видением действительности, искаженными идеями джихада, - поделился Баринов своими опасениями. – ИГИЛ - крайняя форма экстремистской идеологии, инструмент переформатирования мира. Необходимо продолжать выстраивать комплексную систему противодействия чуждой идеологии на всех уровнях. В этой работе должны быть задействованы и региональные и муниципальные органы власти, школьные учителя, педагоги вузов, психологи и полиция. На тех, что становится объектом пропаганды, нужно обращать особое внимание. Радикалам как-то удаётся до них достучаться. И мы должны находить подходы, в том числе и с использованием современных средств коммуникации».
В прошлом году ФАДН провело опрос и выяснило, что самый сильный страх абсолютного большинства опрошенных заключается в том, что их дети, друзья или родственники могут попасть под влияние ИГИЛ.
По некоторым данным, иногда пропагандой и вербовкой в ряды экстремистской организации занимаются в незаконно действующих молельных домах, которые строятся в нарушение законодательства на участках, выделенных под ИЖС. В связи с этим Федеральное агентство по делам национальностей выступило с инициативой перерегистрировать все действующие культовые сооружения на Духовные управления мусульман (ДУМ). По мнению авторов идеи, это позволит лучше контролировать происходящее.
Прямая речь
Джамбулат Умаров, министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации:
«Наши проекты связаны с возрождением традиций народной дипломатии куначеством, аталычеством. Конечно, мы не можем воссоздать их в изначальной форме. Но ту изюминку взаимного уважения и доверия вернуть необходимо. У нас 36 представительств, через которые мы намерены реализовывать единую концепцию воспитания подрастающего поколения. Объясняем ребятам, что со своим уставом не нужно ходить в чужой монастырь, что нужно понимать, насколько твоя ментальность комплементарна в другой культуре.
Максимум усилий надо прикладывать, чтобы молодые люди не становились симпатизантами страшного проекта под названием ИГИЛ, который словно кровавоогненный вихрь бушует на Ближнем Востоке и имеет ячейки везде. Вот это наши главные задачи».