Округ то и дело будоражат разного рода вброшенные «идеи» - то о перераспределении входящих в него субъектов, к примеру – включить Ставрополье в состав ЮФО, то о прекращении существования СКФО как окружной единицы. И дело не только в переносе формальных границ, в каждом слухе сквозит этнический аспект. И он всё явственнее. При полпредстве есть Общественный и Экспертный советы, но чем они заняты, всё ещё мало понятно. В тонкой этнической сфере стоит тщательно взвешивать многие мнения, из разных точек зрения и родится полезное зерно…
С потенциалом конфликта…
- Майя Арташесовна, люди на Кавказе хотят мирной жизни, хотят спокойно работать, растить детей. Но стычки с участием представителей разных национальностей происходят и выбивают из колеи – разговоры, пересуды, домыслы. Это спонтанные выпады или что-то всё-таки назревает?
- Общие социально-экономические и геополитические проблемы СКФО конечно проецируются в плоскость межэтнических и этноконфессиональных отношений. Сегодня эта сфера с определённым допуском может в целом характеризоваться как стабильная, но имеющая системный конфликтогенный потенциал. Он проявляется в периодических противоречиях, драках, локальных конфликтах, национализме и ксенофобии, а также в программных требованиях и акциях различных этнических групп. Эти проявления в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ставропольском крае объективно закономерны – они отражают историко-политические и современные общественно-политические конкурентные интересы этнических сообществ в сфере собственности, в сфере общественного самочувствия, в сфере власти, в сфере доступа к приоритетам – территориальным, правовым, политическим, культурным, ментальным.
У граждан России, независимо от общих гражданских интересов (экономических, социальных), есть специфические этнические интересы, настолько, насколько они ощущают принадлежность к определённой этнической группе. Такие интересы есть у русского населения СКФО, у казачества, у северокавказских коренных титульных и нетитульных народов (в том числе, репрессированных и реабилитированных, непредставленных, коренных малочисленных и др.). Такие интересы есть у диаспор СКФО, у групп российских народов несеверокавказского происхождения и др. Я говорила об этом не раз. И эти интересы, как никакие другие, в определённых условиях, приобретают форму коллективных побуждений и действий.
Этнические сообщества СКФО постоянно вступают в социальную конкуренцию, которая становится всё жестче в соответствии с мировыми тенденциями, с усложнением общественной жизни, с активизацией личности и т.д. Социальное соревнование этнических групп зачастую выходит за рамки легитимного поля. Межэтнические конфликты, драки, националистические граффити, радикальные призывы, осквернение могил, к сожалению, имеют распространение в субъектах РФ СКФО при активном участии молодёжи, представляющей разные этнические группы и конфессии.
Опасность – в интернационализации экстремизма
- Последний теракт в Ингушетии во время похорон, в дни священного исламского праздника, это просто безумие какое-то, ничего святого. Что происходит? Что это за атака, новые формы терроризма? Или те самые прогнозируемые востоковедами искры ближневосточных революций?
- У радикалов, экстремистов нет, и не может быть ничего святого. Сущность их позиции состоит в непримиримой вражде, злобе, гневе, отнюдь не праведном. Здесь, на мой взгляд, нет никакого безумия, а, напротив, присутствует продуманная противоправная, античеловечная стратегия, которая контрпродуктивна и обречена на провал. Исполнители же этой стратегии обречены не только на гибель, но на проклятие родных и близких, на забвение и презрение общества. Не усматриваю здесь и новых форм терроризма, который на протяжении десятилетий в мировом масштабе в разных странах и территориях (Ирландия, Израиль, Палестина, США, Германия, Сербия и др.) продемонстрировал самые фантастические по жестокости акции и меры.
Оживление террористического фактора (Дагестан, Ингушетия, Чечня) во многом связано с попытками экстремистов создать в СКФО устойчивую террористическую среду, с их стремлением превратить отдельные теракты в постоянно действующую систему угроз, устрашения и давления. Это важно для террористов тем более, чем менее популярны у населения СКФО радикальные идеи отторжения Северного Кавказа от России и создания на территории СКФО суверенного ортодоксального исламского государства.
Кавказ – территория диалога
- С чем можно сравнить ситуацию в регионе? Что это за период? Миграционные процессы, многообещающие «заманухи» для казачества, участившиеся теракты в республиках, нападения на духовных лиц… Или всё не так страшно?
- Сегодня ситуация в СКФО сложна и противоречива, хотя регион всегда демонстрировал существенные сложности и проблемы. Однако Северный Кавказ, в том числе, Ставропольский край – это территории межкультурного диалога народов, которые веками жили вместе и имеют эффективные традиции взаимодействия. Нет сомнений в том, что в организации этого взаимодействия велика роль русского народа, казачества, выступающего как заметная общественно-политическая сила.
Именно эту мысль неоднократно подчёркивал губернатор Ставрополья В. Зеренков, отмечающий сферу межэтнических отношений как важную и требующую постоянного внимания. В настоящее время происходит обновление состава Совета по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, содержательный аудит и самоаудит национально-культурных организаций, казачьих организаций, поиск новых форм работы в комитете Ставропольского края по делам национальностей и казачества.
- Старшее поколение частенько вспоминает времена СССР, где дружба народов была возведена чуть ли не в культ.
- Не думаю, что сегодня стоит постоянно эксплуатировать идею «дружбы народов» в её советском выражении. Традиция взаимодействия этносов на Северном Кавказе существует как объективная социальная данность и её не могут уничтожить усилия радикальных сил. Сегодня стоит пересмотреть основы дружбы народов, выделить принципы взаимовыгодного сотрудничества, современной широкой социальной коммуникации, совместного участия в реформировании, демократизации, модернизации.
Народы взаимодействуют независимо от принятых концепций и программ, от воли тех или иных политиков. Но в то же время очевидно, что политическая некомпетентность, политический цинизм и политическая наивность усугубляют ситуацию и рождают новые конфликтогенные факторы. Можно сколь угодно долго объяснять все проблемы социально-экономическими неурядицами, но не стоит забывать, что этничность и конфессиональность, как и любой социальный маркер и ресурс, содержат внутренние противоречия и деструктивные аспекты. Они требуют постоянного экспертного, организующего, управленческого внимания, а также корректирующего внимания со стороны национально-культурных организаций, национально-культурных автономий, этнических советов, советов мира и дружбы, довольно активно действующих в Ставропольском крае. Повторю в очередной раз – применительно к Северному Кавказу должна быть разработана целевая региональная концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений. Проекты такого документа неоднократно разрабатывались учеными Северного Кавказа, известными экспертами из Москвы. Разрабатывались и проекты концепции миграционной политики РФ, проекты федеральных законов о миграции, о национальных меньшинствах, о русском языке, о государственной национальной политике.
- Нередко звучат высказывания, что в нашей стране нет национальной политики…
- Подобные заявления отдают «трамвайной демократией», так как произносятся часто на мероприятиях этнополитической и этнокультурной направленности, которые уже сами по себе – есть выражение национальной политики.
Современная национально-государственная, национально-территориальная и национально-культурная структура Северного Кавказа и есть во многом результат национальной политики. Я часто слышу резкие высказывания в отношении наличия республик, титульных народов, разного статуса субъектов РФ СКФО, национально-культурных автономий, казачьих и славянских общественных организаций, которые являются не только результатом историко-политического процесса, политического управления, но и продуктом социального творчества самих граждан РФ.
В этой связи я задумываюсь о других возможных вариантах национально-государственного, национально-культурного строительства, административно-территориального деления, политико-правового структурирования интересов народов и этнических групп в СКФО и в России в целом. И не нахожу этих вариантов. И не вижу реалистичных альтернативных предложений по этому поводу от лидеров партий, политических активистов, лидеров этнических сообществ и конфессий. Поэтому единственный путь, который представляется мне перспективным - это повышение качества существующих конструкций межэтнических отношений при акцентировании российских гражданских начал, российской идентичности как принадлежности всех и каждого к великой российской нации.
Надеюсь, что некоторые ответы на наши общие вопросы даст новый документ – Стратегия государственной национальной политики РФ и соответствующая Дорожная карта, разработка которой ведётся по поручению Президента РФ и в обсуждении проекта которой я принимала участие в Институте этнологии и антропологии РАН под руководством академика Валерия Тишкова.
Досье
Майя Арташесовна Аствацатурова родилась в Баку. Выпускница Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова. Доктор политических наук, профессор кафедры креативного-инновационно- управления и права ПГЛУ, известный общественный деятель и автор ряда серьёзных научных работ в сфере межнациональных отношений.