Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией – уникальное явление не только отечественной – мировой истории, убеждён политолог Виктор Черноус.
Под знаком русофобии
– Виктор Владимирович, как это событие отразится на политической и экономической ситуации на Северном Кавказе?
– Влияние, безусловно, будет глобальным. Многонациональный регион, за который на протяжении веков пролили столько крови, с однозначным единодушием вернулся домой. Несмотря на десятилетия русофобской пропаганды, запугивание и хаос вокруг. Это высокое проявление любви к Родине и урок патриотизма. Такого сплочения российского народа, русского мира не было со времен полёта Юрия Гагарина. Мы вернули себе самоуважение и достоинство. И, что особенно важно, без суеты и единого выстрела.
Мы изменились сами и сделали неизбежным изменение мирового порядка. Но такие глубокие процессы не могут быть однозначными, в том числе и для Северного Кавказа. Запад потерял лицо и не в состоянии рационально воспринимать ситуацию. Тщательно продуманная комбинация по вытеснению России из Украины сорвалась в последний момент. Сейчас очевидно – информационная возня вокруг «черкесского вопроса» была не столько реальной угрозой Сочи-2014, сколько отвлекающим маневром, дабы сменить власть на Украине в результате переворота, пока Россия была «связана» Олимпиадой. Теперь Запад будет искать возможности для ответного удара, мести. Русофобия на западе будет расти.
Что дальше? Стоит ожидать попыток оживить террористическое бандподполье. Поэтому нужно системно искать пути борьбы с экстремизмом и терроризмом, блокировать внешние факторы и ослаблять внутренние предпосылки на Юге России, включая Крым. У России на её южных рубежах немало тех же социальных проблем, из которых вырос майдан. Это коррупция, социальное неравенство, неэффективность властей в большинстве регионов, неудовлетворенное социальное и этнополитическое самочувствие почти всех народов, в том числе и русского населения. Всё это делает социально-политическую ситуацию неустойчивой, требует преобразований, которые опережали бы рост недовольства. С экономическими санкциями и затратами на реинтеграцию Крыма Россия, конечно, справится, но определенного негативного эффекта избежать не удастся. Будем надеяться, это подтолкнет экономическое развитие республик, краев и областей Юга России, в том числе на основе кооперации с Крымом и Севастополем.
В политической сфере – новый виток внимания к Закону о репрессированных народах, проблемам репатриации соотечественников и представителей кавказской эмиграции. Этим, скорее всего, воспользуются радикальные элементы, манипулируют которыми наши «заклятые друзья» на Западе и Востоке. Олимпиада кончилась, но «русский», «черкесский» и другие вопросы остались.
Серьезной корректировки потребует Стратегия государственной национальной политики и ее региональные варианты.
Катализатор
– Северный Кавказ потеряет приоритет самого проблемного региона России, всё внимание – на новые субъекты РФ?
– Не думаю, что Северный Кавказ уйдет из фокуса внимания российских властей, но акценты, возможно, изменятся. Перемены в Крыму будут резонировать здесь, и наоборот. Многое зависит от того, как на эти перемены отреагируют федеральные, региональные власти и местное самоуправление.
Готово ли общество участвовать в решении проблем, а не только занимать позу недовольных. Смогут ли власти и бизнес найти место регионам Северного Кавказа в реконструкции Крыма, который может стать одним из катализаторов, оживляющих социально-экономическую жизнь в ЮФО и СКФО.
– Какого развития событий в нашем регионе ожидать? Объединят ли всё-таки ЮФО и СКФО? Говорят, это может случиться через пару лет. Каков ваш прогноз?
– Крым и Севастополь существенно меняют контуры Юга России. Напрашивается (и об этом активно говорят) выделение Причерноморья в субрегион или зону опережающего развития. Для этого есть все предпосылки, но многое будет зависеть от динамики геополитической ситуации, от нормализации международных отношений, в частности от взаимоотношений России с Украиной.
Не думаю, что потребуется два года. Весь Северный Кавказ, за исключением, возможно, части этноэлит, ждёт выхода из своеобразной «резервации» СКФО. Но год на определение новой конфигурации округов может уйти.
– У общественности много вопросов к деятельности полпредства в СКФО. Кремль как-то контролирует работу структуры?
– Серьезного мониторинга деятельности полпредов в округах нет, и СКФО не исключение. Полномочия и компетенции полпреда в СКФО гораздо шире, чем у полномочных представителей президента в других субъектах, да и времени прошло достаточно, чтоб спросить о результатах. Вероятно, в период подготовки Олимпиады момент для разбора полетов был неподходящим.
Сложное международное и внутреннее положение не располагают к серьезному вмешательству в проблемы региона, сложившаяся политическая система в субъектах РФ на Северном Кавказе не очень устойчива, конфликт с региональными и этническими элитами неизбежно будет расшатывать ситуацию, угрожая политической «болтанкой».