Не секрет, что инвестиционная привлекательность региона во многом зависит от того, насколько безопасно в нем вести бизнес. В этом плане Ставрополье сейчас находится в не самом лучшем положении - общественные настроения противоречивы и неоднозначны. Но насколько они соответствуют реальному положению дел?
Как ни странно, одним из показателей, дающих трезвую оценку происходящему, могут служить сами инвестиции. Дело в том, что они являются прекрасным индикатором общественно-политической обстановки в регионе. Крупный бизнес никогда не станет рисковать своими активами, приходя на территории, где существует вероятность терпеть убытки или вовсе потерять все вложения из-за факторов нестабильности.
Цифры очень красноречивы. Согласно Стратегии развития СКФО до 2025 года, на территории края планируется реализовать 37 крупных инвестиционных проектов, и эти планы существуют не только на бумаге - по многим из них уже ведется активная работа. Из последних новостей - о своих грандиозных планах по созданию в Ставропольском крае современного производства малых грузовых автомобилей объявил консорциум "ИНТРАЛЛ".
Так почему же в сознании многих жителей края все из рук вон плохо, какие проблемы надуманны, а какие реально существуют и в чем их истинная причина? Пытаемся разобраться.
Природа слухов
Недавно размещенное в Интернете письмо-обращение о выходе Ставропольского края из состава Северо-Кавказского федерального округа и развернувшаяся вокруг него дискуссия вызвали серьезный общественный резонанс.
Именно эмоциональная составляющая этого обращения нашла отклик у жителей края, на что, собственно, и был сделан расчет его авторов. По ощущениям, в крае действительно стало хуже с проведением новых административных границ и образованием СКФО. Но эти ощущения не учитывают ни хронологию развития событий, ни конкретные факты, ни природу существующих проблем. Это просто ощущения, но на них люди основывают свои суждения и поступки, а это уже неправильно.
Слухи, которые в последнее время просто заполнили собою информационное пространство, вытесняя на задний план новости, аналитику и официальную хронику, безусловно, в таких условиях нашли себе благодатную почву. О большинстве из них даже не хочется говорить - настолько они нелепые. И стоит отметить, что очень многие оценки, комментарии, да и просто информация о происходящих в крае событиях появляются в сети от источников, имеющих довольно слабое представление о том, что реально творится в регионе, и проживающих далеко за его пределами. Зачастую "ньюсмейкерами" и "экспертами" выступают радикалы из Москвы и Санкт-Петербурга, и в таких случаях не приходится говорить ни об объективности, ни о политкорректности, ни об элементарной адекватности написанного. Доходит до абсурда. Так, недавно в Интернете заметный ажиотаж вызвала новость о массовой драке в Ставрополе, а в итоге это оказалось описанием событий мая 2007 года.
В чем виноват округ?
Таким образом, просто необходимо опровергнуть несколько утверждений, которые для многих почему-то кажутся аксиомами. Прежде всего, это касается той негативной роли, которую сыграл в жизни края его статус одного из субъектов СКФО.
Вхождение края в состав СКФО, - это, по сути, проведение еще одной административной границы, причем по большому счету исключительно на карте - никаких блок-постов или колючей проволоки. Само по себе это действие не может ни катализировать, ни приостановить процессы, в том числе и негативные, которые имеют место на Юге России. Более того, в идеале более пристальное внимание со стороны федерального центра к субъектам нового округа способно значительно улучшить положение дел. Другое дело, что этого пока не произошло, но это уже, скорее, вопрос обманутых ожиданий и эффективности политики государства в целом.
Поэтому думать, что выход Ставрополья из состава СКФО автоматически решит все проблемы, некоторым из которых не один десяток лет, по меньшей мере, наивно.
Негативный фон межэтнических отношений, который периодически складывается в крупных городах Ставрополья, в том числе и в столице края, связан, прежде всего, с массовым притоком в города молодежи из северокавказских республик. В основном это студенты. Так, к примеру, в Ставропольской государственной медицинской академии процент студентов из Ставрополья в этом году уменьшился с 56% до 51%. Эта тенденция во многом обязана введению ЕГЭ и, соответственно, коррумпированности системы образования. Естественно, есть вопросы к работе органов правопорядка, в том числе и профилактической ее составляющей.
Восток края - еще одна проблемная зона, где налицо серьезное демографическое давление со стороны соседних республик - рождаемость там чуть ли не на порядок выше, чем на Ставрополье. При этом разность культур и высокий уровень безработицы - очень питательная среда для криминала, который нередко приобретает этническую окраску. Есть тут и исторический аспект: отток русского населения из этих районов начался еще в 50-е годы прошлого века, с повышением уровня образования молодежи и нежеланием возвращаться после вузов в депрессивную провинцию на низкоквалифицированную работу. Постепенно этот вакуум начал заполняться выходцами из Дагестана, которые шли работать в овцеводство - основную сельскохозяйственную отрасль этих мест.
Распространение негатива
Слухи о том, что жителями республик в крае активно скупается недвижимость и земля, конечно, возникли не на пустом месте. Действительно, такой процесс существует, однако не имеет сколь-либо значительных масштабов, и уж точно причины этого никак не связаны с образованием СКФО.
С одной стороны, уже долгое время в республики Северного Кавказа идет большой поток федеральных денег, а условия их внутреннего перераспределения далеки от прозрачности и эффективности. Соответственно, большая часть денег оседает в руках республиканских элит, и им необходимо эти средства куда-то вкладывать, так как в самих республиках гарантия сохранности таких вложений довольно низкая. Поэтому деньги идут в соседние регионы, на них покупается недвижимость, земля, предприятия малого и среднего бизнеса. Причем сами по себе такие инвестиции не несли бы в себе ничего плохого, если бы с ними не распространялся весь тот негатив, присущий финансово-денежным отношениям в республиках.
В большей степени этот процесс касается именно Ставрополья, просто потому что это самый близлежащий регион, куда можно спокойно вкладывать деньги, но отнюдь им не ограничивается. Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край а также Москва и Санкт-Петербург - все эти территории испытывают в последние годы значительный приток денег с Северного Кавказа. Поэтому говорить тут о какой-то отрицательной роли СКФО, как административной единицы, объединяющей субъекты, просто глупо.
Что касается терактов и экстремизма в целом, то сама по себе эта проблема выходит далеко за рамки северокавказского региона. Можно очень долго говорить о ее истоках, подходах к решению, адекватной оценке существующих угроз, но факт останется фактом: еще с 90-х годов прошлого века напряженность в регионе, то стихая, то нарастая, остается на довольно высоком уровне. Цена этого - чудовищные проявления человеческой жестокости и сотни прерванных жизней по всей стране. И если в данной ситуации вообще уместно говорить о количественном выражении жертв, то Москва, безусловно, больше всех пострадала в этой "войне". Помним мы и страшные теракты на Кавминводах, в Невинномысске. Так что слова о том, что с образованием СКФО террористическая угроза в крае увеличилась, звучат довольно кощунственно.
Движение вперед
Впрочем, все вышесказанное не отменяет того факта, что в крае и в северокавказском регионе в целом существует масса проблем, более того, многие из них пока не имеют однозначного решения.
Но, между тем, нельзя не отметить очевидные успехи краевого правительства в решении ключевых задач, которые порою сложно объективно оценить рядовому обывателю и которые уж точно не удостаиваются внимания тех, кто реагирует на происходящее исключительно эмоциями.
Прежде всего, речь идет об эффективной инвестиционной политике, которая во многом определяет будущее благосостояние региона. Заметны положительные сдвиги на рынке занятости, проведен колоссальный объем работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности граждан. В этой связи отдельных слов заслуживает деятельность антитеррористической комиссии правительства Ставропольского края, которая объединяет и координирует усилия органов власти всех уровней, министерств и ведомств по обеспечению защиты жителей Ставрополья от террористических угроз.
Конечно, Ставропольский край не может существовать изолированно от всего региона, в том числе от его проблем. И не надо пытаться объяснить эти проблемы надуманными причинами и нелепыми слухами. Тем более что пути решения многих из них озвучены в принятой стратегии развития округа, и этот непростой процесс поэтапного развития региона тоже будет носить комплексный характер.