Учёные считают, что в 1990 годы из-за слабости российской государственности северокавказские республики были лишены экономической и политической поддержки. Это вылилось в вооружённые конфликты, экстремизм, теракты, но в последние 15 лет ситуация поменялась.
О том, какова ситуация сегодня и что делать, чтобы не повторять ошибок прошлого, «АиФ-СК» поговорил с экспертами, исследующими общественный климат.
Настроения молодежи
«Работаем мы по Кавказу уже третий год, - рассказывает руководитель Культурно-просветительского Русского Фонда Алексей Вайц. – Ездим по региону, добираясь на мотоциклах в самые труднодоступные места, общаемся с людьми. И я могу сказать, что мы не знаем не только друг друга, но и себя! Социальную политику на Северном Кавказе нужно формировать с учётом этнокультурной и конфессиональной специфики каждого из субъектов СКФО. Но и перегнуть палку нельзя, если каждый будет замыкаться на себе, это разобщит. Если внимательно присмотреться к быту, традициям разных народов, можно найти много общего, что нас связывает».
Многие молодые люди сегодня по-прежнему идентифицируют себя со своим этносом. Северо-Кавказский федеральный университет, где учатся представители многих национальностей, мониторит политические настроения молодёжи.
Алексей Вайц отмечает, что на вопрос: «Кем вы, прежде всего, себя чувствуете?», большинство студентов ответили: «Представителем своей национальности».
«Раньше было хуже, - говорит доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии и этнологии университета Светлана Иванова. – В начале 2000-х годов некоторые первокурсники не знали, как выглядит герб России! Сейчас проблем меньше, но патриотами себя по-прежнему считают единицы».
Как живёшь, сосед?
В Дагестане уверены, что секрет единства россиян - в дружбе народов. Там эту дружбу возрождают, опираясь на забытые традиции.
«Мы вспомнили об одной прекрасной традиции из не очень далёкого нашего прошлого, - говорит министр по национальной политике Республики Дагестан Татьяна Гамалей. - Так родились проекты куначества ( двое мужчин, принадлежавших к разным родам, ступали в дружеские отношения) с элементами аталычества (ребёнок после своего рождения переходит на некоторое время для воспитания в другую семью, а затем возвращается к своим родителям). Куначество широко практиковалось на всём Северном Кавказе. Мы его просто реанимировали. Реализовали проект во всех наших 52 муниципальных образованиях в течение года. Направляли в семьи детей из других семей. За год куначеством охватили более ста участников. В течение двух недель эти дети жили в другой среде, другой семье, с незнакомыми им языком и традициями. Проект оказался наполнен таким глубоким смыслом, настолько эмоционально сильным, что произошло именно то, чего мы ждали! И главное – проект продолжил работу и без нашего участия. Что называется, попали «в яблочко!»
По словам Гамалей, такие практики «погружения» вполне можно применять на всём Северном Кавказе, а вот в Центральной России их придётся адаптировать, потому что там не знают, что такое куначество, имеют смутное представление о кавказских традициях. Но именно через личные связи и личные контакты миротворческая миссия претворяется эффективнее всего.
Мнение эксперта
Руководитель экспертного центра РВНС (г. Москва) Александр Рудаков:
«СКФО - лидер в разработке идеи идентичности россиян. Сейчас на Северном Кавказе стало спокойнее. Во-первых, продолжает вестись антитеррористическая работа. Во-вторых, внимание всей страны было приковано к региону перед Олимпиадой в Сочи. Все стратегии создания межнациональной напряженности и апелляции к национальным меньшинствам, к историческим обидам внимательно изучили, проанализировали и на уровне СКФО разработали механизмы противодействия.
Сам факт создания СКФО – это понимание особенностей этой территории, к которой нужен специфический государственный подход.
Основная угроза на Северном Кавказе, которая может разрушить с трудом выстроенный мир, – терроризм. Чечня и Дагестан – регионы-лидеры по вербовке молодёжи в боевики. В ходе 20-летнего противодействия удалось многого добиться. Но технологии и подходы террористов постоянно меняются».
Комментарий
Доктор филологических наук Ольга Лепилкина:
«На площадках региональных СМИ в Интернете, где есть возможность оставлять свои комментарии, появилось много так называемых «народных журналистов». И если со стороны обычных корреспондентов все межэтнические конфликты описывались очень взвешенно, чтобы никого не задеть, то «народные журналисты» вели себя иначе. Три года мы мониторим региональный сегмент Интернета именно в области межэтнических отношений, выявляем экстремистов. Сегодня количество таких неоднозначных высказываний значительно снизилось. В 2013 году было около 280 текстов, в которых можно было найти признаки экстремизма, в этом году в три раза меньше. Мне кажется, это связано с тем, что нерегиональные авторы ушли на другие, более актуальные сегодня площадки. Их перестало интересовать то, что происходит на Северном Кавказе.
Но «народный журналист» в большинстве случаев это всё-таки проводник общественного мнения. И мне кажется, что именно с их помощью нужно изучать социальное самочувствие».
Точка зрения
Доктор философских наук Борис Аксюмов:
«Мне кажется, мы близки к формуле национальной идеи. Нас объединяет общая культура, пространство. Но во главе угла всей государственной политики должен стоять человек. Его духовное и нравственное развитие. Что касается благосостояния – это, конечно, важный момент, но к национальной идее прямого отношения не имеет. После Великой Отечественной войны мы быстро подняли страну. За счёт чего? Была идея!»