23 июля губернатор Ставрополья назначил Бориса Калинина новым председателем комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Бывший военный сменил на этом посту Василия Шнюкова, согласно официальным данным, в связи с выходом последнего на пенсию.
Стоит ли ждать перемен в столь сложной для края сфере или с перестановкой лиц изменятся только декорации? Пока этот вопрос остается открытым. И сейчас, пожалуй, самое время понять, какого рода перемены нам нужны, откровенно затронув основные болевые точки. Можно, конечно, по традиции промолчать, стараясь не говорить на скользкие темы и делая вид, что все в порядке. Но молчание не приблизит нас к решению проблем, а те, кто сегодня рад обманываться, в конечном итоге могут сами стать их заложниками.
Реакция на раздражитель
Он попросил называть себя Роммель и предпочел, чтобы его лицо на страницах газеты не появлялось. В среде национал-социалистов подобная реклама не нужна. Будучи активистом НС-движения, он довольно радикально смотрит на многие аспекты социально-политической жизни страны и региона и со многими из его утверждений можно поспорить. Но, вместе с тем, его взгляды на проблемы межнациональных отношений заслуживают внимания.
Действие рождает противодействие, и в этой связи глупо думать, что НС-движение - это какая-то дань моде, социальный протест или желание выделиться. Напротив, чаще всего это осознанный выбор зрелых людей, и, прежде всего, реакция на внешние факторы, на тот далекий от идеала социум, в котором все мы живем. Это свое видение реальности, а главное, свой взгляд на то, как эту реальность изменить. Все это принято называть гражданской позицией. И вопрос не в том, насколько она соответствует общепринятым нормам, а в том, что она есть. А уже одно это очень важно в сегодняшних условиях, когда во главу угла молодежной политики поставлен так называемый патриотизм, подразумевающий слепое восхваление придуманных идеалов и отсутствие желания думать.
- В нашей среде нет махрового расизма, религиозной нетерпимости, как часто можно услышать, - утверждает Роммель. - Ведь одно дело, если человек, какой бы он национальности не был, приезжает сюда, чтобы жить и работать в рамках законов государства. И совсем другое дело, когда приезжает всякий сброд с заведомо криминальными или паразитическими целями. Это и порождает ответную реакцию. И не только у нас. Дворового уровня организации скинхедов, избивающие тех, кто попадется под руку - это та же самая реакция. Но мы против этого, есть и другие методы борьбы.
По его словам, существует довольно простой рецепт мирного сосуществования людей разной национальности, - вести себя на принимающей территории согласно устоявшимся правилам, уважая культуру, традиции и обычаи народа, который там проживает. Собственно, в этом нет ничего нового, насчет чужого монастыря и своего устава нам говорит еще старая истина, только вот следуют этим простым принципам далеко не все из мигрантов.
- Если я еду, скажем, в какую-нибудь из республик Северного Кавказа, я не веду себя там вызывающе, так я воспитан, таковы неписанные законы. Так почему они, приезжая к нам, особенно это касается молодежи, себе это позволяют? - вопрос Роммеля из разряда риторических.
И в нем сегодня, пожалуй, кроется самая большая проблема, касающаяся межэтнических отношений в столь многонациональном крае, как наш. Радикализация молодежи идет все нарастающими темпами, и с каждым ее новым витком исход возможных конфликтов все более непредсказуем. Сделает ли власть в ближайшее время реальные шаги по противодействию этому, для начала, хотя бы, называя все своими именами?
Истоки радикализма
- В основе большинства межэтнических конфликтов лежат миграционные процессы, - считает Виктор Авксентьев, зав. отделом социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН. - Отношение к мигрантам у принимающего сообщества всегда очень настороженное, даже в том случае, если это мигранты этой же национальности. Такие настроения очень наглядно проявили себя в 90-е годы, когда на Ставрополье приехало много русских из бывших советских республик и Северо-Кавказского региона. Сегодня подобное можно наблюдать в Северной Осетии, где в основном оседают беженцы из Южной Осетии.
Эта настороженность имеет под собой вполне определенные основания. Дело в том, что мигранты всегда более активны, чем коренное население. Они понимают, что им не на кого надеяться, они стремятся создать новую жизнь и отдают этому все силы. И эта их бурная деятельность очень сильно контрастирует с некоторой инертностью старожил, чем, естественно, вызывает раздражение последних. Что говорить, если мигрантами являются люди другой национальности. И в этом случае на первый план выходит умение управлять миграционными потоками, налаживать взаимодействие между различными группами людей.
Молодежь чаще всего бывает вовлечена в межэтнические конфликты, а точнее в открытые их проявления. И это не случайно. Прежде всего связано это с их большим радикализмом. Молодым свойственны крайние, эмоциональные оценки и суждения. Сказывается и недостаток жизненного опыта, отсутствие социальной ответственности.
К тому же у молодежи очень остро проявляется психологическое ощущение, которое принято называть относительной депривацией. То есть, она гораздо болезненнее переживает разрыв между ожиданием и действительностью, чем старшие поколения, которые привыкли относиться к жизненным разочарованиям более философски.
Этнополитика случайных людей
- Страшно не то, что у нас возникают межэтнические конфликты, - говорит Юрий Ефимов, президент ставропольского краевого общественного фонда "Содействие-Юг".
- Они вскрывают болезни общества, проявляя сущность проблем. Страшно, что мы пытаемся обмануть себя, закрывая на это глаза. Таким образом, болезнь прогрессирует.
Сегодня около 30% молодежи готовы участвовать в конфликтах на национальной почве. И это очень большая цифра, даже учитывая то, что в реальной ситуации участие в них примет не более 20%. Настораживает сама готовность. Кроме того, в молодежной среде четко отмечается стремление к группированию на основе этноконфессиональной идентичности. В вузах Ставропольского края учатся студенты из многих республик Северного Кавказа, складываются этнические студенческие землячества, настроения которых трудно назвать миролюбивыми и толерантными. По некоторым исследованиям, очень популярны ксенофобские настроения и среди русскоязычных старшеклассников.
Большая проблема заключается еще и в том, что зачастую этнополитикой занимаются случайные люди. Отсюда и берет начало такая ситуация, когда на уровне обывателей вовсю расцветает радикализм, а на властном уровне не существует никаких проблем, за исключением разве что конфликтов на "бытовой" почве.
Причем можно бесконечно долго строить предположения о причинах того или иного зарождающегося конфликта. Но, чтобы справиться с сутью проблемы, необходим верный диагноз. И для этого хорошим инструментом является социология. Именно в результате опросов, работы с людьми можно получить объективную картину происходящего. А уже после выстраивать направления политики, создавать и финансировать программы. Однако сейчас создается впечатление, что то, как обстоят дела на самом деле, никому не интересно, кроме, разве что, нескольких ученых.