В преддверии выборов мы попытались разобраться в этом с помощью нашего эксперта.
Преобладающее большинство на Северном Кавказе, как считает член Общественного совета при полпреде в СКФО Абсалитдин Мур заев, убеждено, что результаты выборов предопределены. Люди у нас грамотные, сами понимают – особенно, когда на службе активно призывают голосовать определенным образом.
По мнению Мурзаева, нет у нас реальной политической конкуренции, потому и выборы честными назвать трудно.
- В этой ситуации вступает в силу договорная демократия, что мы сегодня и наблюдаем. Несозревшие у нас политпартии, нет у них твердой идеологической платформы, понятной народу, принятой людьми, - говорит он.
Мошна вместо харизмы
Введение пропорциональной системы подкосило демократичность выборов, поторопились с ней, похоже. Мажоритарная, при которой нужно было получить большинство голосов, давала достойным людям шанс, а при пропорциональной – партсписки в ходу. И в них, за редким исключением, в большинстве не харизматичные лидеры, не те, кто проявил себя на политическом поприще, а чаще олигархи или лоббисты их интересов. Отсюда и очередная ступень вниз на шкале доверия власти.
Проведите свой мониторинг, призывает Абсалитдин Азимович, ведь главы сел, городских округов кинулись вносить в свои уставы изменения с учетом пропорциональной системы. И все партии «приватизированы». Картина маслом, как говорится: глава района – из партии власти с огромным административным ресурсом, у руля другой партии – брат, сват и так далее. Та самая договорная демократия и очередной минус доверия.
Костяк партсписков – старые новые лица…
Отмена порога явки, графы «против всех» – по-прежнему воспринимается как ущемление прав. И нередко люди мотивируют свое нежелание голосовать тем, что их лишили возможности высказаться против всех кандидатур. И это, безусловно, сказывается на настроениях.
На нацструне
- На что бы я еще обратил внимание и что было болезненно воспринято жителями Северного Кавказа, это то, что отличительной чертой этой предвыборной кампании стало повсеместное использование националистической риторики, - говорит общественный деятель Мурзаев.
Предвыборные страсти улягутся, а осадок останется… Да, случаев, когда разнузданная молодежь позволяет себе выходки непозволительные, «сталкиваются гонором», это не этнические споры – закон нужно соблюдать и демонстрировать культуру воспитания, а не ее отсутствие.
Отдельная тема – старые новые лица: в большинстве своем основной костяк в списках из субъектов округа - все те же, кто годами почти ничего не делал, за редким исключением. И эта «вторая свежесть» тоже воспринимается людьми болезненно, работает в минус.
- Перед нами, общественниками, дилемма – если будем призывать людей высказывать свое мнение, не приведет ли это к раскачиванию ситуации, учитывая особенности региона? – говорит Мурзаев.
Потому общественную акцию «Я не голосовал» решили провести после выборов: власть должна удостовериться - насколько у нее прочная база, каков рейтинг доверия. Выборы-то – индикатор. Договорной? Или все-таки реальный?..