Примерное время чтения: 6 минут
314

Верните песню. Почему подрастающее поколение оторвали от традиций

АиФ-СК №37 09/09/2015

«Подрастающее поколение оторвали от традиций, навязали не тот фольклор и «нетрезвые» ценности», – полагает руководитель Ставропольской краевой общественной организации «Фольклорно-этнографическая группа «Вечёрка» Арсений Вельяминов.

Досье
Арсений Вельяминов. Родился в 1989 г. в Ставрополе. Получает два высших образования по специальностям: «Туризм» и «Педагог­психолог». Не женат.
13 сентября исполнится пять лет с того дня, как ставропольская молодёжь собралась на первую «экзотическую» трезвую вечеринку со старинными песнями и танцами. А потом появился музей – с казачьими рубахами позапрошлого века, раритетным половиком из камыша, ткацким станком, сделанным Арсением по чертежам из Интернета, и др. Как вернуться к своим корням? У Арсения – свои рецепты.

Трезвые гуляют

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Приверженцы славянских традиций зачастую попадают в «чёрные списки» экстремистов. Недавно возбудили уголовные дела в отношении ставропольских инглингов…

Арсений Вельяминов: С этими людьми у нас ничего общего! Они пытаются создать новую религию, мы же хотим всего лишь вернуть в каждую семью наши песни, а в каждый двор – традиционные детские игры и забавы.

И для нас не имеет значения, какие у единомышленников политические и религиозные взгляды.

– То есть вам не приходится объяснять «органам» свой интерес к русским обычаям?

– Нет, потому что мы занимаемся добрым делом, фольклором. Я – за то, чтобы все народы возрождали свои традиции. Тогда они будут уважать обычаи других, и будет мир между народами.

Межнациональные конфликты – это не столкновение культур, это столкновение бескультурья.

– Почему «Вечёрка»?

– Всё очень просто: мы возрождаем традиционные русские вечеринки или, другими словами, вечёрки, на которых в старые добрые времена знакомились девушки и парни. Они пели народные песни, плясали, играли, а потом женились. Разумеется, ни о каком алкоголе и речи быть не могло!

Утверждение, что традиционный русский напиток медовуха – алкоголь, – ложь. Медовуха – это мёд, разведённый водой. А в сбитень добавляют ещё и различные травы. Кстати, старинные рецепты этих напитков у нас есть. 

В прежние времена на вечёрки девушки приходили в лучших нарядах, которые шили сами, показывая тем самым свою женскую стать. А парни демонстрировали силу и ловкость. Была традиция кидать гири. Готовым к женитьбе считался парень, который мог три раза перекреститься пудовой гирей.

Это очень тяжело, и даже в нашей организации не все юноши способны на такое! Эту славную традицию мы привезли с Урала. Меня сначала поддержали родственники и друзья, а потом появилась организация. Мы ходили по вузам, колледжам, показывали, рассказывали и приглашали к себе.

Два раза в месяц, когда мы проводим вечёрки для широкого круга, к нам заглядывают самые разные гости. Были даже студенты из Таиланда. Приезжали белорусы, сербы. Дружим с дагестанской диаспорой. Знаете, что интересно? Ребята из диаспоры жалуются, что и дагестанская молодёжь забывает свои обычаи. Они тоже собираются возрождать их.

– У вас есть и детская студия…

 – Да, фольклорная студия, в которой мы учим малышей, начиная с трёх лет, давно забытым вещам: работе на ткацком станке, казачьим играм, пляскам. Разучиваем с ними старинные народные песни.

Всё это больше, чем кружок по интересам. Это инициатива, которая идёт от народа! Живём по принципам артели: вскладчину собираем деньги и на сами вечёрки, и на экспедиции по Северному Кавказу (собираем по крупицам русский и казачий фольклор), и на ткани для костюмов. Правда, своего помещения у нас, увы, нет. Выкручиваемся: летом вечёрки у нас на улице, зимой – снимаем помещения.

– Неужели современным пресыщенным детишкам интересна лапта?

– В лапту они не играют. А вот в старинные казачьи игры – с удовольствием!

– А после ваших вечёрок появились семейные пары?

– Как минимум пять. Одна уже узаконила свои отношения, живут молодожёны в Ростове-на-Дону, где, кстати, создали свою «Вечёрку». Скоро ещё четыре свадьбы.

Настоящий фольклор

– И всё-таки вас немного. Настолько люди оторвалась от корней, что подобные инициативы не вызывают интереса?

– Поправлю вас: не оторвалась, а оторвали! Один умненький парнишка из Ростова сказал мне: «Я теперь понял, почему мне так не нравился фольклор. Потому что я слышал его только со сцены». Согласен с ним! Сценическое исполнение народных песен не каждому по душе.

Поэтому когда нас приглашают участвовать на концертах, например, в День города и День края, мы не выступаем. Мы превращаем зрителей в участников народного гуляния, где все танцуют, играют и поют.

Кстати, недавно в Новочеркасске на нашей вечёрке было 150 человек.

– Но что плохого в том, что фольклор звучит со сцены? Ведь есть немало интересных творческих коллективов…

– Есть. Знаю такие группы. Но, повторюсь, как правило, со сцены звучит уже не фольклор, а обработанный песенный материал. Скажу больше: то, что сегодня выдают за фольклор, зачастую таковым не является. Мы у себя поём только те песни, которые сами собрали в этнографических экспедициях. К счастью, живые носители ещё есть. Среди них – две мои тёти из Татарки.

Мой прадед Стефан Федотович Головченко был терским казаком, жил в Ставрополе и селе Татарка, знал множество казачьих сказок и песен. А теперь вот тётушки продолжают традицию. Кстати, их фольклорные сокровища президент Фонда казачьей культуры Юрий Чирков оценил очень высоко!

– Ваши сподвижники сами шьют себе традиционные русские и казачьи костюмы. А разве в современных магазинах есть подходящие ткани? Или вы сами ткёте?

– Нет, мы ткём коврики. Ещё пояса на станке изготавливает наша мастерица Анна Стасюк. А вот шьём своими руками. Наши девушки – настоящие подвижницы. Когда костюмы, созданные ими, увидели на фестивале православной моды в Ставрополе, ахнули! Кстати, там мы получили первое место.

А подходящих тканей действительно в магазинах не найти. Ищем по всей России, заказываем по Интернету. Кстати, и продукты для сбитня и медовухи используем не магазинные. У нас есть знакомые пчеловоды, которым мы доверяем. Ещё у нас недавно появился гусляр. Гусли тоже «возродили» благодаря Интернету.

На заметку
Рецепт сбитня

Ингредиенты

Мёд — 150 г, вода — 2 л, зверобой (сухая трава) — 2-­3 чайные ложки, гвоздика — 2 бутона, перец чёрный (горошек) — 5­-6 шт., имбирь (молотый) ­ четверть чайной ложки, корица — чайная ложка, мята — 2 чайные ложки, чабрец — полчайной ложки, кардамон — полчайной ложки, лимон — половинка.

Способ приготовления

Мёд развести со стаканом воды и прокипятить. Снять пену. Варить на слабом огне, пока не образуется однородная масса. Не доводить до кипения.

В оставшуюся воду положить пряности и варить отдельно 15­-20 мин. с закрытой крышкой. Оставить на 10 мин., чтобы настоялось. Процедить, а затем добавить медовую массу. Пить горячим.

Свадебный пирог курник

Испечь блины. Для этого смешать 150 г молока, 1 яйцо, 1 ст. ложку растительного масла, 100 г муки, щепотку соли, ст. ложку сахара и выпекать на раскаленной и смазанной жиром сковороде. Сделать начинки. Мясная ­ из мелко нарезанного филе курицы. Рисовая – отварной рис с мелко нарезанным яйцом, укропом и сливочным маслом. Грибная ­ мелко нарезанные и обжаренные белые грибы. Сварить соус: пассировать муку и влить в неё куриный бульон.

Приготовить слоёное тесто. Раскатать тесто в пласт толщиной 0,5 см. Выложить сверху масло, распределить, немного отступив от края. Сложить тесто вчетверо, чтобы концы сошлись. Раскатать его толщиной в 1 см. Накрыть влажной салфеткой и поставить в холодильник на 15 мин. Повторить раскатку в том же порядке и ещё охлаждать минут 20-­30. Потом ещё раз. В итоге раскатку нужно делать 3 раза.

Вырезать из теста 2 круга: один поменьше, другой ­ побольше. Меньшую заготовку переложить в разъёмную форму, устланную пергаментом. Смазывать пергамент не нужно. Должны получиться небольшие бортики (около 2­3 см высотой). Поверх теста уложить один блинчик. И выкладывать слоями начинки.

Сначала выложить половину рисовой начинки. Полить белым соусом. Накрыть вторым блином. Выложить мясную начинку, полить соусом. Посыпать половиной натёртого сыра. Накрыть третьим блином. Затем грибную начинку, тоже полить соусом, посыпать сыром и накрыть четвертым блином.

Выложить вторую часть рисовой начинки в виде горки, полить соусом. Накрыть последним блином. Затем накрыть второй заготовкой из слоёного теста. Соединить края верхней и нижней заготовок.

Смазать яйцом, смешанным со сметаной. Выпекать при температуре 170 градусов около часа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах