Примерное время чтения: 7 минут
590

Сохранить фольклор. Энтузиасты записывают и распространяют народные песни

АиФ-СК №36 02/09/2015

Житель Нальчика, радиоведущий Казбулат Халилов со своим другом инженером Тимуром Кодзоковым открыл музыкальное издательство. Но записывать «продюсеры» решили не будущих или уже состоявшихся поп- или рок-звёзд, а певцов из народа.

Молодые люди издают и распространяют музыкальный фольклор народов Закавказья, Кавказа и России. Как оказалось, дело это не легкое, но очень интересное и благодарное. Совсем недавно этот независимый этнографический лэйбл получил грант Всероссийского молодёжного образовательного форума «Таврида».

С чего начинается музыка?

Анна Максименко, «АиФ-СК»:Казбулат, как возникла идея стать фольклористом? Давно ли занимаетесь собиранием народных песен?

Казбулат Халилов: Сам я не умею играть на каких-либо музыкальных инструментах, у меня нет музыкального образования, но музыкой я увлекался всегда. Задолго до работы на радио я пытался найти, как говорят, «своё» направление. Вместе с моим другом мы изучали всевозможные течения рока, андеграунд и совершенно случайно пришли к фольклору. Причём аутентичному, подлинному, неискажённому «авторским видением». Мы стали путешествовать по городам, деревням и аулам в поисках носителей народной традиции. Записываем наших исполнителей в «полевых», естественных условиях, и издаём их в нетронутом виде: без аранжировок и наложения эффектов. Этой работой, вернее сказать хобби, мы занимаемся уже год.

Фото: Из личного архива Казбулата Халилова

Был и ещё один повод начать собирать фольклор. Нас вдохновил Винсент Мун – французский режиссёр-путешественник, снимающий документальные фильмы о фольклорной музыке и сакральной культуре разных народов. Он побывал и у нас в Кабардино-Балкарии. В Нальчике прошёл первый на Северном Кавказе фестиваль его фильмов. А до этого мы помогали ему собирать материал. И тогда стало понятно насколько это интересно. То, что вошло в фильм Винсента – всего лишь «верхушка айсберга», если говорить об изучении культуры народов Кавказа и России. Вот мы с моим единомышленником и решили дальше по крупицам собирать и сохранять истинно народное творчество.

– Год вашей работы не остался незамеченным. Её признали полезной и на Всероссийском форуме. Как распорядитесь грантом?

– На молодёжном образовательном форуме «Таврида» для творческой молодёжи мы смогли выиграть максимальный размер гранта – 250 тыс. руб. По условиям конкурса, за 60 секунд мы смогли убедить 500 человек в том, что нашу идею необходимо воплотить, и объяснить, как именно мы собираемся это сделать. Наш проект понравился! Это значит, что фольклор снова становится популярным и главное – людям интересно знать свои традиции, свою историю, свои корни! Ну а потратим мы наш выигрыш на следующие экспедиции, закупим более современное оборудование для записи, наша работа станет качественнее.

О чём поют?

– Сколько удалось собрать произведений за время вашей работы, что это за песни, чему посвящены?

– Вся сложность в том, что мы записываем исключительно самобытный, как я уже говорил, аутентичный фольклор. Это не может быть авторская песня, например, шлягер советского времени, который стал настолько популярен, что его исполняют все – от мала до велика. Поэтому прежде чем выехать в экспедицию, мы тщательно готовимся. Связываемся с главами поселений и руководителями диаспор, переписываемся с единомышленниками через социальные сети, сотрудничаем с исследовательскими институтами и фольклористами. И уже когда находим исполнителя – выезжаем к нему. Как правило, это люди-»самородки», они без музыкального образования, а просто талантливы, исполняют народные песни. Причём часто бывает, что песня одна и та же, но поют её по-разному, зависит и от человека, и от местности.

Что касается репертуара – он широк: обрядовые, эпические, бытовые, любовные, исторические песни. Всё зависит от народа, от того, насколько сохранились древние пласты культуры в том или ином поселении. Например, среди осетинов и черкесов особой популярностью пользуется нартский эпос. Это сказания о богатырях нартах. Очень популярны у всех народов темы военно-исторических событий.

Количество записанных песен мы не считали. Мы собираем альбомы. За год выпустили альбом с черкесским фольклором, чеченским, два альбома с лакской музыкой, по альбому с песнями Калмыкии, Абхазии, также выпустили релиз с греческими песнями и вот сейчас готовим альбом с песнями терских казачек. Путешествуя в поисках фольклора, мы объездили всю Кабардино-Балкарию, бывали в Северной Осетии, Южной Осетии, Дагестане, Чечне, Абхазии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии. И это только начало.

– А где средства берёте на эти поездки? Кто-то помогает?

– Главная помощь заключается в том, что наше руководство отпускает нас в командировки, относится с пониманием к проекту и тоже считает, что дело наше полезное. Конечно, мы подстраиваемся под график наших отпусков и выходных, собираясь в очередную экспедицию, но часто приходится и отпрашиваться с работы. Так что всё своё время полностью посвящаем нашей идее. Меня даже друзья стали называть «Шуриком». Я сначала не понял, при чём здесь Шурик какой-то, когда пересмотрел «Кавказскую пленницу» – понял, стало смешно. Ездим за свой счёт. Иногда, если кто-то желает помочь – мы не отказываемся и очень благодарны людям.

Народное достояние

– Где можно услышать или приобрести ваши альбомы с фольклором разных народов?

– Наша принципиальная позиция – не продавать альбомы, а распространять их. Фольклор – творчество народное, оно полностью принадлежит народу и продавать его в нашем понимании как-то кощунственно. Нужно, чтобы у людей всегда был доступ к нетронутой, архаичной культуре, к музыке своего народа и других народов, которыми он интересуется. Альбомы мы раздаём, выкладываем все наши записи на сайте и скачать все наши альбомы можно бесплатно. Кроме того, о каждой нашей поездке мы в эфире моей радиостанции выкладываем репортаж, ставим в ротацию и записанные песни, делаем спецпрограмму, чтобы люди стали ближе к тому народному искусству. Так что всё это не ради материального обогащения. Настоящее богатство – внутри каждого человека, который сохраняет в себе, своей семье историю, культуру и традиции. Так мы сможем лучше понять друг друга, чтобы модное сейчас слово «толерантность», что означает терпимость, всё чаще заменялось словом дружба.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах